Взрыв из прошлого в Ливане
Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о том, как Израиль использовал архаичную коммуникационную инфраструктуру для атаки на членов Хезболлы.
17 сентябре 2024 г. на территории Ливана около 15:45 по местному времени произошла беспрецедентная серия взрывов пейджеров, использовавшихся членами Хезболлы – шиитской политической партии и ее боевого крыла, активно вовлеченных в ирано-израильское противостояние.
Жертвы
Сотни взрывов произошли практически одновременно в различных частях Ливана: южных пригородах Бейрута, Сидоне, Тире, Рияк и Али Ан-Нахри. В результате атаки погибло по крайней мере 9 человек, включая 9-летнюю девочку и Мохаммада Махди Аммара, сына депутата парламента Ливана от Хезболлы Али Аммара. По сообщению Министра здравоохранения Ливана Фираса Абиада, еще почти 2 800 человек было ранено, из них до 200 человек находятся в критической ситуации. Также в результате взрыва был ранен Посол Ирана в Ливане Моджтаба Амани.
Пейджеры
Хезболла использует для связи пейджеры – старые, но надежные устройства для передачи коротких сообщений без необходимости подключения к Интернету и использования GPS. Это снижает риск перехвата информации израильскими и западными спецслужбами, а также обнаружения геолокации пользователя.
Атакой были затронуты пейджеры AR-924 тайваньской фирмы Gold Apollo, чьим дистрибьютором в Европе с 2022 г. является венгерская компания BAC Consulting. Примечательно, что все сдетонировавшие устройства были приобретены всего несколько месяцев назад.
Основатель Gold Apollo Хсу Чинг-Куанг заявил, что BAC Consulting импортировала пейджеры и другие средства связи только в начале их сотрудничества. Впоследствии BAC Consulting заключила контракт о производстве собственных пейджеров под брендом Gold Apollo. По его словам, Gold Apollo не имеет отношение к модели пейджеров AR-924, поскольку она была разработана BAC Consulting и производилась в Венгрии под товарной маркой тайваньской фирмы.
Важно отметить, что эти устройства использовались не только членами Хезболлы, но и врачами, медсестрами и другими работниками служб экстренной помощи, что привело к значительном числу жертв среди гражданского населения.
Организатор атаки
Правительство Ливана и Хезболла незамедлительно обвинила Израиль в организации атаки. Представители Хезболлы заявили, что взрывы являются результатом тщательно спланированной и скоординированной операции израильских спецслужб.
Подозрения пали на Моссад, который в прошлом неоднократно проводил схожие операции против про-иранских группировок на Ближнем Востоке. Власти Израиля традиционно отказались комментировать инцидент.
Эксперты считают, что сила взрывов и их летальность говорят о том, что пейджеры были начинены небольшим количеством взрывчатки, активируемой с помощью дистанционного сигнала, еще на стадии производства или транспортировки в Ливан. Это свидетельствует о глубоком проникновении израильских спецслужб в логистическую сеть Хезболлы.
Последствия
Вопреки заявлениям ряда комментаторов, взрывы пейджеров подремонтировали не значимость цифровых технологий в современном конфликте, а физическую уязвимость инфраструктуры Хезболлы.
Очевидно, что помимо ликвидации членов Хезболлы целью данной атаки было заставить группировку – и особенно ее руководство – бояться, продемонстрировав, что ни современные, не устаревшие технологии не защитят от проникновения извне.
На какое-то время возможности Хезболлы проводить скоординированные операции снизятся до выяснения обстоятельств утечки в системе безопасности и внесения необходимых корректив.
Важно, что атака произошла на следующий день после того, как Кабинет безопасности Израиля расширил список целей военной операции ЦАХАЛ, добавив в него возвращение 46 000 жителей населенных пунктов на границе с Ливаном в свои дома.
Инцидент может стать катализатором Третьей ливанской войны. Хезболла уже заявила о намерении отомстить за взрывы, а Израиль на фоне слухов о новой волне мобилизации резервистов меняет Министра обороны Йоава Галанта, критикующего Нетаньяху за длительность военных действий, на более лояльного Гидеона Саара.