Мир без любви рождает чудовищ
Консультант по управлению, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников – о том, как эмоции и принятые в обществе нормы нравственности движут поступками человека.
Если долго вглядываться в бездну,
то бездна начинает вглядываться в тебя.
Фридрих Ницше
У народа России есть вполне обоснованные претензии к своей элите. Но «совесть» все-таки русское слово (в английском языке нет такого понятия) и эта генетическая присадка, видимо, не дает представителям российской власти в нравственном плане дойти до точки невозврата.
А вот на Западе, похоже, официальная правящая элита уже дошла до точки. Такое чувство, что там к власти пришли откровенные моральные уроды. Соответственно, у них такие же методы управления.
Эксплуатация дурных страстей толпы является весьма эффективным методом политического управления. Политика, вообще, находится по ту сторону добра и зла. Она имморальна. Но нам-то никто не запрещает давать этические оценки.
Алчность, злорадство, страх, тщеславие, раболепие: на этом делаются многие электоральные проекты. Ненависть. Накаченные этой эмоцией массы теряют способность к независимой рефлексии и становятся послушным орудием в руках манипуляторов. В состоянии ажитации с большим КПД начинают работать механизмы внушения, самовнушения и подражания. «Хто не скаче, той москаль..»
Злоба, помноженная на бескомпромиссность в отстаивании позиции своей референтной группы и перманентно подогреваемая идеологами, практически не оставляет места для позитивных эмоций. Дискурс не определяется рядовым индивидом. Он обсуждает то, что ему подбрасывают. У кого в руках медиа, тот и царь горы…
Манипуляторам важно сбить людей в толпу. А толпа может управляться только извне. Что, собственно, и требовалось доказать.
Объединение на основе негатива мало того, что лишает человека способности к индивидуальному критическому отношению к миру, но и маргинализирует любые добрые побуждения. Любви, состраданию, радости за ближнего негде прорасти. Что будет с молодежью, воспитанной в таком социуме? Мир без любви рождает чудовищ.
Я опять про миссию России. Кроме нас некому удержать человечество от падения в эту бездну. Но время уходит.