Отраженные явления, или Почему будущее за конкуренцией
Консультант по управлению, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников – об итогах довыборов в муниципальные парламенты и о политической феноменологии.
На довыборах в муниципальные парламенты 13 октября «Единая Россия» набрала в разных регионах большинство голосов. В моей родной Смоленской области – 92%. При реальном рейтинге избираемости этой партии, насколько я его чувствую, около 50%. На Смоленщине, по предварительным данным, из 389 разыгрываемых мандатов 355 получили кандидаты от «Единой России», 13 — КПРФ, по 6 — ЛДПР и «Справедливая Россия», 1 — Партия пенсионеров, 8 — самовыдвиженцы.
О чем это говорит? Народу муниципальный уровень выборов неинтересен. Общая явка по региону – 35,92 %, в том числе 9,08 % вне помещения для голосования. Явку обеспечили только потому, что вся ответственность за исход выборов легла на местные власти. Они справились, как могли. Жалоб на нарушения законодательства в избирательные комиссии не поступало. Остальные комментарии излишни. Будем делать выводы.
Избирательный сезон 2024 года подтвердил факт тотального перехода к административно-технологическому варианту обеспечения требуемых результатов голосования. Тогда спрашивается: А от чего мы отказались (хотя остаются регионы, где не все так печально)? Отказались мы, за ненадобностью, от феноменологического подхода к работе с электоратом. В чем суть этого подхода? В понимании технологом того, как предлагаемые им интервенции являют себя избирателю. Феномен (от греч. φαινόμενον – «являющееся») – любое явление, отражаемое человеком.
Когда кампании были конкурентными мы, уважаемые коллеги, могли бы называться феноменологами. Даже те из нас, кто Гуссерля не читал. Ныне же вопрос «а что произойдет в сознании избирателя» не стоит. Поскольку нам, собственно, все равно.
И все же, административно-технологические победы и политические победы представляют собой две большие разницы.
Феноменолог (не путать с феминологом!) всегда смотрит на явление с разных социокультурных позиций. Именно поэтому он сам не склонен мифологизировать реальность и способен вовремя увидеть главное в процессах социальной трансформации.
Приведу пример. Человечество стоит на пороге создания всемирного кодекса морали и права. Почему? Потому что нельзя не отражать такие новые явления, как искусственный интеллект и его отношение с человеком, права животных и вивисекцию, резкий рост гендерного разнообразия, клонирование, эвтаназию, чудовищный рост потребляемого человеком информационного контента, загрязнение окружающей среды, тотальное манипулирование массовым сознанием, новые виды войн и т.п. А ведь избиратель буквально завтра будет ставить эти вопросы.
Вывод. Административно-технологический подход не вечен. Мы должны быть готовы к конкурентным кампаниям. И политическая феноменология нам в помощь.