Кузбасс решает административно-управленческие задачи
Губернатор Кемеровской области Илья Середюк подписал распоряжение об оптимизации структуры исполнительных органов власти и о формировании правительства региона. Решено объединить ряд министерств и уменьшить количество госдолжностей. Документ также предусматривает сокращение расходов на содержание исполнительных органов власти, подведомственных им госучреждений, иных организаций не менее чем на 10%.
Политконсультант, представитель РАПК в Сибири, эксперт Центра ПРИСП Игорь Кузнецов рассматривает причины оптимизации структуры правительства Кузбасса.
Причин у комплексного решения об оптимизации структур кузбасского правительства и о сокращении расходов несколько. Первая история – экономическая. Уровень доходов региона продолжает снижаться, а уровень расходов растет, соответственно, увеличивается и дефицит областной казны. После внесения последних изменений в бюджет текущего года дефицит увеличился с 71,6 млрд рублей (21,8% расходов) до 94,2 млрд рублей (28,6% расходов). Это связано со снижением поступлений от налогов на прибыль. В своем выступлении на Российской энергетической неделе глава региона Илья Середюк назвал цифры – минус 18% от уровня 2023 года – и отметил, что это самое большое снижение собственных доходов среди регионов РФ как по абсолютному, так и по относительному показателю.
Поскольку поступления от угольной отрасли формируют 40% доходов регионального бюджета Кузбасса, тенденцию задают цены на уголь, сокращение спроса со стороны Китая, ограничение объемов отгрузки угля в восточном направлении и так далее. Очевидно, что резкого улучшения динамики здесь ждать не стоит, особенно с учетом того, что трудности с экспортом могут решиться после модернизации Транссиба и Байкало-Амурской магистрали, а также увеличения мощности портов Тихоокеанского побережья. Это совсем не быстрые процессы.
Вторая причина оптимизации в структурах правительства Кузбасса – решение административно-управленческих задач. Если мы говорим не просто о смене кабинетных табличек и названий министерств, а о слиянии и реорганизации, то такая оптимизация в том числе решает и важные управленческие задачи – помогает избежать избыточной забюрократизированности, сводит лишнее межведомственное взаимодействие к минимуму и избавляет от «тромбов» в коммуникациях между министерствами и ведомствами.
Сокращение и оптимизация штата при грамотной настройке не должны критически сказаться на рабочих процессах и вызвать недовольство внутри команды, если речь идет о топовых руководителях. Однако в документе говорится не только о сокращении расходов на содержание исполнительных органов власти, но и о сокращении расходов на содержание «подведомственных им госучреждений, иных организаций не менее чем на 10%, в том числе на оплату труда». В этом случае решение может ударить по рядовым сотрудникам, бюджетникам, которые работают в многочисленных подведах кузбасских министерств. Для большинства людей это весьма чувствительная тема. Возможное сокращение заработной платы минимум на 10% в условиях текущей инфляции, роста цен и анонсированного увеличения тарифов на ЖКХ, разумеется, восторга ни у кого не вызовет.
Вероятные причины затянувшихся назначений – внутренние согласования и кадровая проблема, общая для многих регионов. Слишком короткая скамейка запасных: широкого выбора управленцев с необходимым набором компетенций в кадровом резерве попросту нет.