Призрак ядерной Украины: что это было?
Доктор политических, наук, профессор Государственного университета управления, эксперт ПРИСП Виктор Титов – о дискуссиях вокруг возможного создания Украиной собственного ядерного оружия.
Итак, Украина решила за две недели создать собственное ядерное оружие? Или всё-таки не решила? Как бы там ни было, но в последние несколько дней тема «ядерной Украины» является одной из знаковых и, несомненно, самых резонансных – по крайней мере, в российских медиа.
С чего всё началось? В начале было слово… А точнее не слово, а очередная глупость Зеленского, сказанная им не то Трампу, не то кому-то еще, и пафосно растиражированная им же самим в Брюсселе. Потом эту глупость «слила» и приукрасила (со ссылками на анонимного украинского чиновника) до недавнего времени вроде как респектабельная немецкая газета Bild. Украинский президент, правда, вскоре попытался «оправдаться», заявил что-то в стиле «я не я, и бомба не моя». Получилось, правда, не слишком удачно, поскольку украинский лидер и его офис умудрились «рассинхронизироваться в прямом эфире» и озвучить две слабо сочетающиеся друг с другом версии. Версия первая: все слова о намерении Украины обзавестись ядерным оружием – вранье, провокация и глупость, придуманная и тиражируемая «пятой колонной» Кремля в Европе с целью дискредитировать Украину. Версия вторая, озвученная уже самим ВАЗом: это был сигнал Западу – или берете в НАТО и наращиваете военную помощь, или… иного выхода, кроме как сделать свою бомбу, у нас нет.
Думаю, уважаемый читатель согласится, что две представленные выше версии, мягко говоря, не совсем совпадают друг с другом. В первом случае декларируется четкая безъядерная позиция. А вторая сентенция про «сигнал» Западу – больше похожа на ультиматум. Звучит он примерно так: «или вы, НАТО, всей своей мощью «вписываетесь» за нас против России, или нам на Банковой уже так плохо, что мы на всё готовы».
По большому счету, мне видится, что в этой истории с «ядерной бомбой Украины» есть три момента. Попытаюсь ранжировать их по степени важности.
Первый момент – самый важный – технологический. И здесь сказать ничего нового и приятного для всех нас, увы, нельзя. Да, Украина обладает необходимым технологическим потенциалом – интеллектуальным, техническим и ресурсным – чтобы в обозримой перспективе создать собственное ядерное оружие. В конце концов, никто же всерьез не считает, что Украина в технологическом плане является более отсталой страной, чем КНДР или даже Пакистан?! Отмечу лишь, что «обозримая перспектива» – это не недели и месяцы, и не десятки лет, а несколько лет. И, заметьте, речь идёт о возможностях Украины создать бомбу именно самостоятельно, своими силами. А не о том, что штучный экземпляр в виде гуманитарной помощи подарит «друг Эммануэль», «друг Кир» или кто-то еще из «друзей» Киева (например, «друг Дональд» или «друг Биньямин»). От Запада в этой ситуации требуется лишь формальное и лицемерное невмешательство – закрывать глаза на работы по созданию бомбы и сохранять военно-финансовую поддержку киевских властей, хотя бы, на нынешнем уровне.
Здесь также важно понимать, что несколько лет – это горизонт создания работоспособной плутониевой бомбы. Если речь идёт о всякой «шипучке» - так называемой «грязной бомбе», способной загадить радиацией вполне себе приличную территорию, то в этом случае временной лаг работ действительно резко сокращается до месяцев, а то и недель.
Второй момент, который также отчетливо прослеживается во всей этой истории, – политико-психологический. Я, конечно, не стал бы говорить о полномасштабном «ядерном шантаже» со стороны Украины. Но понятно ведь, что вся данная пиаровская возня с бомбой, риторические упражнения вокруг ядерного оружия Украины – это, безусловно, такой вот сомнительный инструмент давления на наиболее впечатлительную часть западной общественности. Способ надавить на западных политиков через общественное мнение в их странах с целью получить дополнительную военную и экономическую помощь. Возможность донести до европейского массового сознания нехитрую мысль: лучше в очередной раз дать Зеленскому дополнительный миллиард-другой евро, чем в перспективе иметь дело с гипотетической «украинской бомбой».
И наконец, во всей этой саге о «ядерной Украине» есть и третий момент – исключительно субъективный, психолого-психиатрический. Связан он с тяжелым эмоциональным состоянием Зеленского. Что тут сказать – очевидно, неудачи на фронте не проходят бесследно для психического здоровья… И добавьте к этому врожденную тягу к эпатажу, которой всё еще страдает украинский президент.
В общем, «Украина с ядерной бомбой» – это пока еще алармистский мираж и сугубо «пиаровская» байка. Но надо понимать, что уже в среднесрочной перспективе этот самый мираж может вполне себе материализоваться – по крайней мере, необходимые технологические возможности для этого есть.