Саммит БРИКС в Казани: прогнозируемо и без сенсаций
Доктор политических, наук, профессор Государственного университета управления, эксперт Центра ПРИСП Виктор Титов – о позитивных итогах саммита БРИКС в Казани.
Итак, саммит БРИКС в Казани завершен. Много умных слов о важности этой встречи в верхах было сказано до ее начала, еще больше – по ее завершению. Пришло и наше время озвучить своеобразное «послесловие». Конечно, первое, что бросается в глаза – это даже не сама встреча, не принятые на ней решения, а то пристальное внимание, которое комментаторы и эксперты уделили составу присутствующих гостей. Очевидно, что смысловой дефицит этого (в общем-то, давайте честно, ритуального) мероприятия компенсировался символической подоплекой – рассуждениями на тему того, кто из лидеров БРИКС и «сочувствующих» государств приехал, а кто по тем или иным причинам «не доехал».
На мой взгляд, самый очевидный и показательный итог этого саммита для России – репутационный. Одного лишь присутствия Си хватило бы для того, чтобы показать абсолютную несостоятельность русофобских геополитических сказок про «международную изоляцию» России. А ведь кроме председателя КНР в Казани были еще и Моди, и Эрдоган, и Пазешкиан. И даже генсек ООН Гутерреш – очевидно, с большой неохотой, – соизволил-таки заглянуть «к нам на огонёк». В общем, всё происходившее в Казани в очередной раз подтвердило незамысловатую истину: попытки наших недавних западных «партнеров» полностью изолировать Россию, предать ей статус тотального геополитического изгоя – полностью провалились.
Более того, этот провал является настолько несомненным и оглушительным, что сегодня, на фоне только что завершившегося саммита в Казани, любая сентенция на тему того, как бы «изолировать» Россию в будущем и удушить ее санкциями может восприниматься как нечто, похожее на бред. И это хорошо! Хорошо, что для международного сообщества мы все, наша страна, – не изгои и периферийные маргиналы, а те сложные партнёры по диалогу, с которыми рано или поздно придется договариваться. Это и есть самый позитивный для нас, российских граждан, результат саммита.
На мой взгляд, у саммита в Казани есть еще один положительный итог. И состоит он в том, что «клубный формат» БРИКС доказал свою востребованность как институционализированная площадка для двустороннего диалога. Причем речь идёт не только о контактах между лидерами государств-членов БРИКС. Встреча Пашиняна с Алиевым, первые за пять лет двусторонние консультации между Си и Моди – всё это, безусловно, идёт «в копилку» геополитической репутации БРИКС. Подчеркивает, что данное объединение следует воспринимать не как вертикальную структуру с одним-двумя «главными» государствами, а в том числе, и как пространство поиска взаимоприемлемых решений.
Пожалуй, репутационные плюсы – и для России, и для БРИКС в целом – это и есть основной положительный результат саммита в Казани. В остальном всё осталось на своих местах. Некоторые эксперты высказали традиционный в таких случаях скепсис, указывая на то, что на саммите не было принято каких-то «прорывных», подлинно глобальных по своему масштабу решений в области экономики и международной безопасности. Но я бы отнес подобное чувству лёгкого разочарования к эффекту завышенных ожиданий, которые (опять же, не понятно почему) испытывали ряд аналитиков и политизированных комментаторов накануне саммита. Ведь говоря о результатах, достигнутых в ходе встречи в Казани, следует очень четко понимать: БРИКС – это ни разу не «про войну» и военно-политическое сотрудничество. Более того, экономическая интеграция (в подлинном смысле слова «интеграция»!) – тоже «не по части» БРИКС. Задачи этого объединения пока видятся более скромными – согласовывать позиции стран-участников по текущей международной повестке дня и выступать удобной «площадкой» для развития двустороннего межгосударственного сотрудничества.