Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП
27.12.2024

Углубление политического кризиса в Южной Корее

 

Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – об импичменте и.о. президента Республики Корея Хан Док Су.

27 декабря 2024 года Национальная Ассамблея Южной Кореи вновь проголосовала за импичмент главы государства, отправив в отставку Хан Док Су, что стало 1-м в истории страны случаем импичмента и.о. президента.

Беспрецедентное событие произошло менее чем через 2 недели после объявления импичмента президенту Юн Сок Ёлю, поводом для которого стало его неудачное решение о введении военного положения 3 декабря.

Схватка за Конституционный суд

И.о. президента Хан Док Су, главной задачей которого была стабилизация правительства после отставки Юн Сок Ёля, по иронии судьбы сам оказался в центре политического конфликта, разгоревшегося из-за отказа назначить на вакантные места 3 новых судей Конституционного суда (КС).

Оппозиционная Демократическая партия (ДП) обвинила Хана в нарушении конституционных процедур, утверждая, что он умышленно препятствует назначению судей, чтобы помочь Юну оспорить импичмент в КС.

Учитывая, что в настоящее время в состав КС входят лишь 6 судей (4 из них назначены при президенте Юне) и что всего 1 голос «против» может заблокировать решение, ДП ставит под сомнение беспристрастность текущей конфигурации КС и его способность принимать объективные решения.

В свою очередь, правящая партия «Сила народа» (ПСН) настаивала, что Хан как и.о. президента не имеет полномочий назначать судей КС без межпартийного консенсуса.

Спорное голосование

В день голосования спикер парламента Ву Вон Сик (ДП) постановил, что для вынесения импичмента и.о. президента вместо квалифицированного большинства достаточно абсолютного — 151 голос вместо 200 голосов, необходимых в рамках стандартной процедуры.

Таким образом, 192 депутата — 170 депутатов ДП, 22 независимых депутата и представителя малых партий — проголосовали за импичмент, в то время как 108 депутатов ПСН бойкотировали заседание, обвинив оппозицию в неконституционных действиях.

Импичмент также обострил разногласия в обществе, дав начало митингам возле Национальной ассамблеи: сторонники ДП требовали назначить судей в КС, а сторонники ПСН призывали оппозицию прекратить дестабилизировать правительство.

Политические последствия

Согласно Конституции, после вынесения импичмента Хану новым и.о. президента станет заместитель премьер-министра, министр финансов Чхве Сан Мок — уже 2-й временный лидер Южной Кореи за месяц.

Сам Чхве, никогда не участвовавший в выборах карьерный бюрократ, призывает оппозицию одуматься и не отправлять Хана в отставку, поскольку это лишь усугубит и без того сложную ситуацию, подрывая способность страны справляться с внутренними и международными вызовами.

Однако ДП следует своему четкому плану, стремясь как можно скорее провести досрочные президентские выборы, поскольку глава партии Ли Чжэ Мён, лидирующий во всех опросах, может быть лишен права участвовать в выборах на следующие 10 лет, если суд в феврале 2025 года признает его виновным в распространении ложных заявлений в ходе президентской кампании 2021 года.

В то же время ПСН, контролируя чуть больше трети мест в парламенте, не может эффективно противостоять ДП и рискует столкнуться с расследованиями по обвинению в коррупции и неэффективном управлении.

Экономическая нестабильность

Политическая нестабильность серьезно ударила по экономике страны: 27 декабря курс воны упал на 1,1%, достигнув самого низкого уровня с 2009 года, а иностранные инвесторы за сутки распродали акции на сумму более $101 млн, что стало одной из самых резких распродаж за год.

Прогнозы на 2025 год указывают на дальнейшее замедление экономики, а экспорт полупроводников — одного из ключевых экспортных товаров страны — может сократиться более чем на 12%. Также на 15% снизились показатели деловой и потребительской активности — худший показатель с начала пандемии COVID-19.

Несмотря на обещания депутатов предоставить «неограниченную ликвидность» для стабилизации финансовых рынков, вероятность восстановления экономики из-за политических рисков остается низкой, а выход из сложившейся ситуации пока не проглядывается.

korea flag

 
Партнеры
politgen-min-6 Углубление политического кризиса в Южной Корее
banner-cik-min Углубление политического кризиса в Южной Корее
banner-rfsv-min Углубление политического кризиса в Южной Корее
expert-min-2 Углубление политического кризиса в Южной Корее
partners 6
eac_NW-min Углубление политического кризиса в Южной Корее
insomar-min-3 Углубление политического кризиса в Южной Корее
indexlc-logo-min Углубление политического кризиса в Южной Корее
rapc-banner Углубление политического кризиса в Южной Корее