Управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист, эксперт Центра ПРИСП
24.06.2025

Суть работы муниципального депутата – не в оценке действий ВС РФ

 

Управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист, эксперт Центра ПРИСП Гарегин Митин – о деле экс-депутата, получившего срок за высказывания против СВО.

Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу бывшего муниципального депутата Алексея Горинова, отправившегося за решетку из-за использования депутатской трибуны для заведомо ложных антивоенных высказываний (против СВО).

В жалобе оспаривалась конституционность законоположений, которые допускают привлечение муниципального депутата к уголовной ответственности за высказывания, сделанные в рамках осуществления полномочий. Статья 40 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» защищает муниципальных депутатов от привлечения к уголовной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Исключениями здесь являются публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Конституционный суд указал:

«Такое деяние (как сообщение заведомо ложной информации) соотносимо с клеветой, под которой статья 128.1 УК Российской Федерации понимает распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. При этом использование для публичного распространения – под видом достоверных фактов – заведомо ложной информации, указанной в части первой статьи 207.3 данного Кодекса, возможностей, которые обусловлены полномочиями лица, замещающего муниципальную должность (в том числе депутата), не только привлекает повышенное внимание к этой информации, но и создает дополнительные условия для восприятия ее как достоверной, а также предполагает большее доверие граждан к соответствующим сообщениям, что, в свою очередь, дает федеральному законодателю основания закреплять в оспариваемом законоположении усиленную уголовную ответственность за деяния, совершенные депутатом представительного органа местного самоуправления с использованием своего служебного положения».
Нормы об ответственности за публичную ложь не препятствуют законной депутатской деятельности. Тем более что суть работы муниципального депутата отнюдь не в оценке действий Вооруженный Сил России по защите общегосударственных интересов.

«Положения статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 207.3 УК Российской Федерации как отдельно, так и в их взаимосвязи не препятствуют законной деятельности депутата представительного органа местного самоуправления, не ограничивают его свободу выбирать и придерживаться тех или иных убеждений и действовать в соответствии с ними, если выражение такой свободы не носит характера нарушения уголовно-правового запрета. <…> Не ставится этими законоположениями под сомнение и возможность выражать собственное мнение по поводу деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, лиц, им содействующих, и государственных органов Российской Федерации, в том числе указывать на наличие недостатков, если это не сопряжено с умышленным распространением ложных сведений (недостоверной информации).

 

sud pravo zakon min

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Суть работы муниципального депутата – не в оценке действий ВС РФ
banner-cik-min Суть работы муниципального депутата – не в оценке действий ВС РФ
banner-rfsv-min Суть работы муниципального депутата – не в оценке действий ВС РФ
expert-min-2 Суть работы муниципального депутата – не в оценке действий ВС РФ
partners 6
eac_NW-min Суть работы муниципального депутата – не в оценке действий ВС РФ
insomar-min-3 Суть работы муниципального депутата – не в оценке действий ВС РФ
indexlc-logo-min Суть работы муниципального депутата – не в оценке действий ВС РФ
rapc-banner Суть работы муниципального депутата – не в оценке действий ВС РФ
НАВЕРХ