Создатель World of Tanks прицеливается в Госдуму
О создании Партии прямой демократии заявил директор по продукту World of Tanks компании Wargaming.net Вячеслав Макаров. По его словам, партия примет участие в региональных выборах 2020-го и затем в парламентских 2021-го. Учредительный съезд запланирован на 5 марта.
Политконсультант, журналист, эксперт Центра ПРИСП Антон Крылов – о том, почему «партия танчиков» (Партия прямой демократии) не выстрелит по Госдуме.
Год за годом люди пытаются изобрести вечный двигатель и придумать новую политическую силу, которая сможет победить обветшавшие классические партии. И если с вечным двигателем добиться результата никак не получается, то политическим изобретателям успех все-таки изредка сопутствует.
Например, в 2010 году в Исландии мэром столицы стал комедийный актер Йон Гнарр. А в Польше в 2015 году его коллега Павел Кукиз занял третье место на президентских выборах, вскоре после чего его политическое движение с оригинальным названием «Кукиз-15» получило третью по размеру фракцию в парламенте. Эти наработки были творчески переосмыслены на Украине. Юмористу, шоумену и актеру Владимиру Зеленскому удалось победить на президентских выборах и получить контроль над парламентом. С одной стороны, он представлял собой «новое лицо» в политике, а с другой — был «проверен» исполнением роли народного президента Голобородько в сериале «Слуга народа». Результат известен, и если в итоге Зеленский окажется неудачным президентом, успеха его проекта с точки зрения избирательных технологий это уже никак не отменит.
В России действительно новых политических сил не появлялось уже давно. Называть «новыми» регулярно возникающие либеральные партии язык не поворачивается. Это все одно и то же давно протухшее яйцо, которое нам показывают то в анфас, то в профиль, то с тупого, то с острого конца. Неудивительно, что высказанная в весьма точно подобранное время — сразу после окончания длинных праздников — идея о создании партии от одного из создателей популярной в народе компьютерной игры World of Tanks вызвала настолько бурное обсуждение в околополитических кругах.
Но в данном случае мотивация политологов и политтехнологов не так уж принципиальна, промолчать по поводу этого события было очень сложно. Российская политика довольно скучна — это факт, причем скорее позитивный, чем негативный. Весело обычно там, где страшно — как на той же Украине. И виртуальная «Партия геймеров» на давно привычном и изученном до оскомины ландшафте, разумеется, не могла не привлечь внимания. При этом шансы на успех у этой политической силы крайне малы. В 90-е годы пробовала свои силы Партия любителей пива. При том, что этот напиток любят многие, результат оказался скромным. Еще был «Союз работников ЖКХ», набравший совсем мизерное количество голосов, гораздо меньше числа сотрудников этой сферы. Партии предпринимателей проваливались раз за разом, но никого ничему эти неуспехи не научили.
А разгадка проста: создавать партию по профессиональному признаку или по любимому хобби — то же самое, что пытаться политически объединять людей по цвету глаз или длине указательного пальца. Среди них могут быть ультралевые и ультраправые, националисты и интернационалисты, сторонники «отнять и поделить» и «ничего не трогать». Поэтому побеждают на выборах партии и политики, готовые предложить четкую программу, а не «давайте все, кто любит резаться в танчики, проголосуют за меня».
Кстати, тот же Зеленский шел на выборы не под популистским лозунгом «За все хорошее против всего плохого», как многим из нас кажется в России, а вполне с конкретными обещаниями прекратить войну и перестать делить граждан Украины по сортам на основании владения государственным языком. Обещания он пока не выполнил, но это другой вопрос. Новые люди в политику могут прийти откуда угодно — и из кино, и из игровой индустрии, из дворников и сторожей и из миллионеров с миллиардерами. Но они должны предлагать избирателям что-то реальное, а не блокчейн с эджайлом. Это методы, а не решения.
Ранее опубликовано на: https://vm.ru/opinion/773419-odurmanennye