Переживут ли «битву за парламент» коалиции Франции?
Политолог, GR-специалист Валерия Михалюк считает, что триумвират — это соль французской истории и без нее не обойдется и 2022 год.
12 июня во Франции стартуют парламентские выборы, итоги которых могут не только существенно поменять расклад политических сил внутри страны, но и породить немало ям и ухабов на столбовой дороге евроинтеграции.
La Belle France не удалось избежать не только экономической, но и политической инфляции.
Она всегда сопровождается двумя процессами: повышением неустойчивости идеологических принципов и ростом конфликтных ситуаций среди политических коалиций. На этом фоне происходит скачок апатии среди сторонников всех базовых идеологий, падает активность электората, теряются устойчивые политические ориентиры.
Назначение новым премьер-министром Франции лояльного левого технократа Элизабет Борн (Министр труда в правительстве Э.Макрона и руководителя кабинета Сигален Руаяль (когда-то правящая Соцпартия), только подтвердило тот факт, что стартующие 12 июня во Франции парламентские выборы будут по-летнему жаркими и острыми. Они могут не только существенно поменять расклад политических сил внутри страны, но и привести к дальнейшему расколу общества.
Триумвират по-современному
Французы привыкли к относительно стабильной двухпартийной системе. Левые традиционно соревновались с правыми, на этом фоне неспешно, но эмоционально разыгрывались патриотическая, коммунистическая и радикальные карты. Такая система была предсказуема и понятна. Избиратель делал выбор, ориентируясь на тройку лидирующих партий, прежде всего – на социалистов и республиканцев. Триумвират (при этом слове сразу же вспоминается «комитет общественного спасения» – Робеспьер, Дантон, Марат) это соль французской истории и без нее не обойдется и 2022 год.
Скачок политической инфляции привел к тому, что судьба парламента Франции оказалась в руках трех новоиспеченных политических объединений. Членами этого триумвирата являются:
1) объединенные левые – «Новый народный союз левых (НЮ-«NU» или «NUPES».)
2) «Вместе» – конфедерация правых центристов и либералов, так называемое президентское большинство: партия под названием Renaissance (бывшая партия Э.Макрона La République en Marche – «Республика на Марше»), объединения Modem (Модем), Agir (Действие) и партия Horizons-Горизонт. Последняя была недавно создана Э.Филиппом – бывшим премьер-министром в правительстве Э.Макрона.
3) третья сила – патриоты, правые и примкнувшие к ним: «Национальное Собрание» М.Ле Пен, партия «Реконкиста» Э.Земмура и правые, не принявшие сторону президентской коалиции.
Чем различаются и схожи эти три политические силы? Общим для них является только одно – все нацелены завоевать как можно больше мест в парламенте. Различия лишь в направления вектора пути к этому процветанию:
- пропрезидентское объединение центристы-либералы в своих программах ставят глобальные интересы выше национальных (спонсируем Евросоюз и НАТО и согласуем внутреннее развитие по интересам Евросоюза). Недаром на митинге победившего Э.Макрона первым звучал около 10 минут гимн Евросоюза, а затем в конце митинга для победителя оперная дива арабского происхождения монотонно пропела (пробасила) Марсельезу, что вызвало шок у многих французов;
- новый союз левых это своеобразный Интернационал с преобладанием социалистических идей и социально ориентированной экономики. «Новый (другой) мир возможен» лозунг Э.Меланшона легко соотносится со словами Интернационала «мы наш мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет…» и решительной бой за народные права.
- патриоты и республиканцы умеренноправой ориентации выступают за приоритет национального над глобальным, за возвращения лейбла «Made in France» (сейчас Made in EU), за реприватизацию, а также переформатирования Евросоюза в Конфедерацию европейских народов («Ассамблея европейских наций») или его деформацию вовсе.
Союз ради победы на выборах
Рост политической инфляции сказывается всегда и на том факте, что социалистические, патерналистские, социальные, экспроприаторские и патриотические идеи вырастают в популярности и цене, что и случилось за последние несколько лет во Франции. При таком взрывном росте именно радикальные направления берут вверх, что и получилось с лидирующей ролью «Партии непреклонных» Ж-Л.Меланшона. Они именно непреклонные, а непокоренные (как технически переводят), так как идут непреклонно напролом, наперекор всему и вся к своим целям. Ж-Л.Меланшона называют большим бунтарем во французской истории. Оставим историкам вопрос о том, как относительно молодое крыло радикальных левых взяло вверх над партией доминирующей левой партией, президентских старожилов - Социалистической партией (PS ) и всеми левыми союзами и партиями. Но факт остается фактом: 7 мая этого года на съезде всех левых свершилось стремительного слияние большей части левого сектора (LFI/PS/РС и зеленых). NUPES это «Новый народный социально-экологический союз». Этот новый союз (NU) представляет собой коалицию левых политических партий. Название дали по первым заглавным буквам La Nouvelle Union populaire écologique et sociale(NUPES или сокращенно NU) . Официальный логотип нового союза витиеватая буква V (победа), но смысл логотипа не только в этом. Это также буква "Nv“ (ню – nu), переводится как «голый», первозданный, и напоминающая букву” v" в греческом письме, то есть само NU и есть олицетворение чистоты и новизны идей нового союза всех левых Франции. «Новый мир возможен» лозунг президентской кампании Ж.Меланшона останется и лозунгом нового объединения. Сейчас чаще так и называют новоиспеченный союз - NU (“nouvelle union”). Никто не скрывает, что «НЮ» — это коалиция под выборы в парламент, у них даже общей программы пока нет. И бывший французский президент - социалист Ф.Оланд уже высказался о том, что с созданием «NUPES» начался процесс ликвидации Социалистической партии как таковой, а может и всех социалистических идеалов вместе взятых. Многим коммунистам также не нравится, что «NU» «Новый народный социально-экологический союз» взяло за основу и будет баллотироваться с социальной программой Ж.Меланшона, с которой он вышел к избирателям на президентских выборах.
Программы общей нет, но есть задачи. Так, у нового союза левых главная задача набрать на предстоящих парламентcких выборах большинство в парламенте и все-таки сделать левого радикального кандидата Премьер-министром. Но, это пока очень непредсказуемая вещь: ведь отдельно левые в предыдущем парламенте, были далеки от формирования коалиции большинства. Сторонники непреклонных Ж.Л.Меланшона в 2017 году победили в 107 округах, а это совсем не та цифра, при которой формируется парламентское большинство. И несмотря на выход во второй тур М.Ле Пен против Э.Макрона, большого перевеса на региональных выборах это Национальному Фронту не дало. Национальный Фронт после второго тура взял лишь 8 мест в нижней палате Ассамблее, а «Непреклонные» Ж.Л.Меланшона получили - 17 мест.
И все же “НЮ (NU-“nouvelle union»)” под предводительством Ж.-Л.Меланшона нацелен победить и сформировать парламентское большинство. Реален ли такой скачок в 300 мест, при действующем раскладе, когда «непреклонные» имели лишь 17 мест в парламенте?
Как президент Э.Макрон будет уживаться с парламентским большинством левых пока тоже не ясно. С Жан-Люком Меланшоном президентская коалиция имеет разногласия практически по всем вопросам. Что же тогда будет: отставка президента или карманный президент? В это слабо верится, но такое тоже возможно при ряде обстоятельств. Поэтому, пропрезидентский альянс «Ренессанс и союзники» еще как рвутся в бой. Э.Макрон с союзниками рассчитывает получить 310 мест, сейчас у его партии в результате формирования фракций 267 мест, всего же депутатских мест в нижней палате французской Ассамблее 577. В настоящее время, в Национальном Собрании у Э.Макрона и «республиканцев» самое большое количество мест – 267 и 110 соответственно у республиканцев.
Ж.Меланшон наращивает обороты и говорит о возможности объединенных левых добиться 400 мест, но это маловероятно. Тем более, что против «НЮ» уже идет шквал критики и со стороны прессы, и со стороны политических партий. И оказывается, что Ж.Меланшон не так уж радикален - возраст выхода на пенсию в 60 лет, многоступенчатая налоговая реформа, предложения по национализации ряда промышленных объектов и крупных СМИ вряд ли вытянет это новое объединение в лидеры. Пока же, в связи с созданием НЮ NU (“nouvelle union) на Ж-Л.Меланшона вешают разные политические грехи, считая NU даже в каком-то смысле «политическим мошенничеством» ради победы на выборах и жажды власти. Многие сторонники в регионах Социалистической партии и Партии Коммунистов сдают свои партбилеты, не согласившись с принятым поспешным решением об объединении в «Народный Союз» (NU).
Социологи уже померили первый тур
- Пока социологи фиксируют незначительный перевес левых. Последние замеры известного Института изучения общественного мнения и маркетинговых исследований (IFOP), опубликованные 12 мая 2022 года, показывают, что чудо может все же произойти. В первом региональном туре ожидается следующий расклад:
- НЮ лидируют с небольшим отрывом и набирают 28% голосов;
- за ними следуют кандидаты от президентского большинства - 27% голосов;
- патриоты и стойкие правые пока на третьем месте - 22% голосов;
- «Реконкиста Э. Земмура» набирает 5%.
Итоги второго тура пока никто не прогнозирует. Но его результаты могут заметно отличаться от исхода первого. Во втором туре на выборах 2017 года различные профсоюзные формирования и левые получили намного меньше мест по сравнению с союзниками Э. Макрона, хотя в первом туре социалисты и их союзники получили достаточно большое количество голосов. Но в пользу Э.Макрона тогда работал фактор новизны, он был большая новая надежда. Теперь такой надеждой может стать новоиспеченный «НЮ». Пока же раскручивается маховик политической инфляции: амбиции растут, идеологии сливаются, правительство переформатируется под принципы макронизма с абсолютно послушным премьер-министром, «машиной для социальных столкновений» (по меткой характеристике Ж.Меланшона), начинается негласная травля и выставление препонов (словарь Даля, "обстоятельства, противные делу") оппозиции.