Проект СПР требует концептуальной переработки
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов анализирует проект Стратегии пространственного развития, разработанный Минэкономразвития РФ.
В начале сентября Минэкономразвития России внесло в Правительство проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года (СПР).
Его подготовка ведется примерно с 2014 года, сначала – в рамках проекта федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», затем уже в качестве самостоятельного документа. Относительно современная версия проекта СПР появилась лишь в начале этого года, а в марте она была представлена на круглом столе в Совете Федерации. Документ подвергся жесткой критике со стороны сенаторов и научно-экспертного сообщества, которые сошлись во мнении, что он нуждается в значительной переработке. Однако, к сожалению, за прошедшие полгода текст проекта практически не изменился.
СПР делит территорию страны на 14 экономических макрорегионов, делая основной акцент на развитие крупных городских агломераций и транспортной инфраструктуры. При этом неясно, на основании каких критериев производится такое деление, хотя очевидно, что к зонированию и районированию территорий должны применяться научные подходы. В частности, отсутствует экономическое обоснование именно такого деления.
Отраслям хозяйства в регионах СПР также без всяких пояснений и обоснований дает всего две характеристики: эффективная и неэффективная специализация. Критериев такой эффективности документ не содержит.
СПР выстраивает экономическую модель развития страны вокруг 35–40 агломераций, в которых проживает примерно 73 миллиона человек. Понятно, что эти центры притягивают к себе основную денежную массу, однако нельзя выводить за скобки Стратегии другую половину населения страны.
Развитие крупных агломераций приводит к росту численности городского населения и, соответственно, уменьшению численности сельского населения (через внутреннюю миграцию). При этом власти страны неоднократно говорили о необходимости выравнивания плотности населения для поддержки сел и деревень. Очевидно, что СПР этому противоречит.
В документ не попали некоторые уже существующие агломерации, например, Архангельская (Северодвинск, Новодвинск) – ее не включили в перечень перспективных центров экономического роста. При этом сам Архангельск был выделен лишь в качестве административного центра региона.
Однако, пожалуй, главный недостаток документа заключается в том, что у него нет «стержня», общих связей между элементами, поэтому он, по сути, не может называться стратегией. Это, скорее, набор проектов и предложений разной степени проработки, между которыми нет синергии, нет стройной системы, это не документ территориально-экономического планирования.
Связано это с несколькими факторами. Раньше в СССР существовала плановая экономика, знаменитые «пятилетки» детально прорабатывались специалистами очень высокого уровня. К сожалению, за последние 30 лет этот уровень существенно снизился, соответственно, снизилось и качество документов стратегического планирования. Во-вторых, даже тогда на формирование подобного документа понадобилось бы несколько лет для полноценного изучения ситуации и выработки наиболее эффективных предложений. В современных условиях, когда работа правительства, по всей видимости, полностью подчинена выполнению нового «суперуказа» президента, авторов СПР, очевидно, подгоняют сжатые сроки. Так, Дмитрий Медведев уже заявил, что документ должен быть принят до конца текущего года.
Возможно и поэтому, несмотря на жесткую критику, проект СПР был внесен в Правительство, претерпев лишь минимальные косметические изменения по сравнению с весенней версией.
К сожалению, мы вновь видим, что государство не слышит и не хочет слышать общественность, в очередной раз наступает на те же грабли, игнорируя результаты общественной экспертизы. Именно в результате подобной «глухоты» растет градус напряжения в обществе, ухудшается политическая ситуация, падают рейтинги властей.
Во многом это происходит от неумения и нежелания государства своевременно наладить конструктивный диалог с обществом. И сейчас речь идет о социально значимом документе, который может определить экономическое развитие страны на десятилетия вперед. Да, его можно «собрать на коленке» и поставить на полку, а можно провести качественную работу и, руководствуясь ее результатами, воплощать в жизнь уже конкретные наиболее эффективные проекты. Однако для этого нужна кардинальная переработка проекта, начиная с пересмотра его концепции.
По моему мнению, необходимо создать рабочую группу, в состав которой войдут представители всех регионов страны, Минэкономразвития, Минтранспорта, Общественной палаты РФ, экспертно-научного сообщества. Это широкая география, но современные средства связи позволяют проводить заседания с таким составом участников сколь угодно часто. Аналогичные рабочие группы могут быть созданы и в субъектах РФ, что позволит максимально учесть все предложения из регионов. А ученые помогут выстроить общую логику документа с использованием научных подходов, связать все его проекты в единую систему. Безусловно, для такой работы потребуется продление срока доработки СПР, – полагаю, не менее чем на год.
По результатам слушаний в Общественной палате РФ было принято решение обратиться в Администрацию Президента и Правительство России с предложением написать новый документ. Как сказал Секретарь ОП РФ Валерий Фадеев, «у нас сегодня нет проекта Стратегии пространственного развития», и это, к сожалению, так. Остается надеяться, что Общественная Палата держит этот вопрос на контроле, потому что если документ будет принят в таком виде, то его в лучшем случае уберут в архив, а в худшем – начнут по нему работать, что может означать катастрофу для сельских населенных пунктов, а также большинства малых и средних городов нашей страны.