Мнимые и реальные риски вторых туров
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев оценивает мнимые и реальные риски вторых туров на выборах губернаторов - для власти и общества.
Факт того, что в четырех регионах губернаторы, представляющие «партию власти» и так или иначе поддержанные президентом, не смогли победить в первом туре, был расценен многими как признак кризиса сложившейся политической системы. И это несмотря на то, что в целом по результатам ЕДГ-2018 «Единая Россия» одержала уверенную победу.
Гипотетически, какие риски для стабильности политической системы России могла бы принести победа кандидатов от оппозиции? Смена лидеров в 4-х регионах из 85 априори слабо повлияла бы на общую ситуацию в государстве. «Кандидатов от власти» могут сменить лишь такие же «системные политики» (недаром кандидат от КПРФ Андрей Ищенко заверил избирателей в своей полной лояльности Владимиру Путину). Партийная принадлежность в современной России во многом формальна. Лидеры системной оппозиции ориентируются не столько на свой электорат, сколько на различные элитные группы. Когда возникает необходимость, партийную дисциплину легко придают забвению. Последнее наглядно демонстрируют итоги выборов председателя заксобрания и вице-спикеров в «красной» Иркутской области. Парламент региона возглавил единорос Сергей Сокол, двое из вице-спикеров – его коллеги по партии.
Крупнейшие оппозиционные партии, такие как КПРФ и ЛДПР, отказались от претензий посадить своего человека в кресло президента России еще в начале 2000-х гг. (если такого рода претензии когда-либо были).
Россия – это суперпрезидентская республика. Даже «неизбираемый» глава государства (как это хорошо показал Борис Ельцин на закате своего правления) в этих условиях стоит как бы над всеми прочими ветвями власти и продолжает контролировать ситуацию в стране.
Даже несмотря на падение рейтинга президента летом 2018 г., Владимир Путин остается наиболее авторитетным политиком России. На шахматной доске большой политики попросту отсутствуют равнозначные ему фигуры. Даже потенциальные приемники президента обладают на порядок меньшими популярностью и влиянием.
В сохранении существующей политической системы заинтересовано большинство представителей федеральных элит. «Раскачивание лодки» чревато для них исчезновением медиатора, обнулением сложившихся «правил игры» и началом большой войны за передел сферы влияния (по сравнению с которой нынешние корпоративные конфликты покажутся обменом любезностями).
Таким образом, даже тотальное поражение «кандидатов от власти» во втором туре не способно привести к тектоническим сдвигам внутри политической системы России.
Однако серьезно подорвать ее основы может другой сценарий развития событий, а именно – подрыв легитимности выборов губернаторов. События в Приморье, приведшее к скандалу предложение Вячеслава Шпорта взять к себе в качестве первого замглавы правительства Сергея Фургала (кандидата от ЛДПР) и целый ряд иных, менее заметных в новостной повестке событий нивелируют результаты титанического труда, который, начиная с 2012 г., был приложен для совершенствования избирательной системы. Последний ЕДГ продемонстрировал гражданам, что выборы в России действительно могут быть честными и конкурентами. Люди, недовольные пенсионной реформой, пошли не на митинги протеста, а на избирательные участки (что позволило канализировать их недовольство в конструктивное русло). Впервые за долгое время ни одна из наиболее влиятельных партий не заявляла о тотальных фальсификациях. И в то же время «Единая Россия» сумела сохранить свое доминирование на политическом поле.
Однако всего неделю спустя череда скандалов, связанных со вторым туром голосования, привела к резкому обострению внутриполитической ситуации. Пока еще сложно судить о долгосрочных последствиях произошедшего. Меры, предпринятые ЦИК РФ, оставляют надежду на то, что худшего сценария событий удастся избежать. Однако фактором нестабильности остаются сами главы регионов, которым предстоит испытание вторым туром голосования (как, впрочем, и их оппоненты). Любой эмоциональный «срыв» с их стороны может спровоцировать очередной виток кризиса. Остается лишь надеяться на то, что после кризиса в Приморье Кремль будет отслеживать ситуацию «в ручном режиме».
Оригинал материала на http://2018.vybor-naroda.org/vn_exclusive/119802-luchshe-menshe-da-luchshe-mnimye-i-realnye-riski-vtoryh-turov-na-vyborah-gubernatorov.html
Глава ЦИК РФ Элла Памфилова предложила считать результаты губернаторских выборов в Приморье недействительными.