«Правительство перемен» закончилось
Публицист, историк, эксперт Центра ПРИСП Артем Кирпиченок – о предстоящих выборах в Израиле.
На фоне «спецоперации» на Украине, слухах о голоде и новой мировой пандемии, новости с Ближнего Востока уже не вызывают такого интереса, как раньше. Поэтому сообщение о том, что Израиль ждут очередные внеочередные выборы, не привлекло особого внимания за пределами этой страны.
То, что «правительство перемен» Нафтали Беннета не удержится до конца каденции, говорили уже практически сразу после его прихода к власти. Основной движущей силой этого странного союза правых и левых партий было страстное желание низвергнуть бывшего премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Достигнув своей цели, коалиция уже не правила, а выживала.
Финальную точку в истории 36-го правительства Израиля поставило состоявшееся 6 июня голосование о продлении израильской юрисдикции на территории Западного берега реки Иордан. Суть закона заключается в том, что еврейские поселенцы, живущие на этих землях, подсудны израильским законам, в то время как палестинцы подчинены параграфам военной администрации. Обычно этот закон, который критики именовали «законом апартеида», регулярно продлевался каждые пять лет, но в 2022 году «апартеид сломался». Оппозиционные партии под предводительством Ликуда не поддержали продление законопроекта, который был провален на голосовании в Кнессете. Против высказались и представители арабских партий, поддерживающие коалицию.
Пикантность ситуации добавлял тот факт, что за закон голосовали либеральные партии коалиции – «Авода» и «МЕРЕЦ», а провал законопроекта обеспечили правые партии. Впрочем, как и во всех других странах, израильские политики уже давно беспокоятся не о верности своей политической программе, а о том, как любой ценой остаться у власти.
На данный момент опросы общественного мнения показывают, что если бы выборы состоялись сегодня, ни один из противоборствующих лагерей не мог бы сформировать правящую коалицию. Нынешний блок получил бы 56 мест в Кнессете, а сторонники Биньямина Нетаньяху и «Ликуда» – 59 мест. «Биби» так же остается единственной доминирующей фигурой в израильской политике. На посту премьер-министра его готовы видеть 47% израильтян. 23% отдают предпочтение нынешнему главе правительства Нафтали Беннету.
Дискуссия в ходе грядущих выборов скорее всего будет сконцентрирована вокруг экономических проблем. Несмотря на хорошие показатели, израильское общество еще не оправилось от последствий эпидемии коронавируса, который нанес существенный урон малому бизнесу и туристической индустрии. Другая серьезная проблема – это дороговизна жизни. Сегодня россияне после укрепления курса рубля и скачка цен могут понять проблемы израильтян, которые формально получают зарплаты в две-три тысячи долларов, но при этом с трудом могут свести концы с концами. Никуда не делись и внешнеполитические проблемы — прежде всего противостояние с Ираном.
Между тем, Израильский портал Walla подчеркивает некоторые особенности грядущей предвыборной кампании, сравнивая ее с предыдущими правительственными кризисами в Израиле. Во-первых, контроль над правительственным аппаратом впервые находится не в руках Биньямина Нетаньяху, признанного мастера подковерных и аппаратных игр. Во-вторых, выборы пройдут на фоне роста политической активности нееврейского сектора израильского общества, который достигает 20% населения, но мало представлен в институтах власти. Наконец, это выборы, по всей видимости, будут последними для Биньямина Нетаньяху, доминирующей фигуры израильской политики за последние десять лет.
Также израильские депутаты отмечают, что Беннет приурочил роспуск Кнессета к грядущему визиту в Израиль президента США Джо Байдена, который должен поддержать уходящее «правительство перемен» перед новой электоральной схваткой.
Впрочем, эти нюансы не меняют главное – израильская политическая система продолжает переживать серьезный кризис, причины которого кроются в полной оторванности «народных избранников» от масс. Депутаты зависят от составителей партийных списков и спонсоров предвыборных кампаний. А интересы избирателей играют последнюю роль на фоне перспективы еще на несколько лет оказаться в хорошо оплачиваемом кресле члена Кнессета.