Арифметика потерь
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о потерях среди мирных жителей Донбасса и Украины.
В степях, и в горах, и в лесах,
Где хлеб человеческий труден,
Растили в поту и в слезах,
И хлеб, и детей своих люди.
Свои были все на счету
И тесно с соседом на свете,
И каждый свою нищету,
Как боль вымещал на соседе…
В лесах и в горах и в степях,
Где пот человеческий солон,
Верша самосуд второпях,
Прощенье считали позором.
И кровь истекала из жил
Под мертвенным взглядом созвездий,
А тот, кто был жив, тот не жил,
Тот ждал за возмездье возмездий…
В лесах, и в степях, и в горах
Слепые губили незрячих,
Но кто-то отринул свой страх,
Прозрел и решил жить иначе.
Он первым ружье опустил,
Промолвив: Мир вашему дому.
Он первым другого простил,
Но ясно ли это другому?
Алексей Дидуров
Украинский продюсер и режиссер Александр Роднянский (основатель телеканала «1+1», бывший глава «СТС Медиа», четырехкратный номинант на премию «Оскар» и т.д.) вновь поднял в своем Telegram-канале тему масштабов жертв среди мирного населения в ходе конфликта на Украине. Причем вопрос был раскрыт в наиболее конфликтном ключе: можно ли рассматривать жертвы среди мирных жителей Донбасса как моральное основание для начала СВО?
Медиа-менеджер сообщил о том, что в массовом порядке лишил доступа к каналу комментаторов, выступивших с позицией «вы восемь лет бомбили Донецк и бомбите его сейчас по 500 снарядов в день». Эту оценку Роднянский охарактеризовал как «бред». Одновременно режиссер заявил, что считает данную позицию принципиально недопустимой.⠀
«Давайте честно» – заявил Роднянский. – «Мнения могут быть в отношении качества стейка в ресторане. Или прочитанной книги. Или просмотренного фильма. Могут быть различные мнения в отношении политических решений. Они естественны и необходимы. А вот какие могут быть «мнения» в отношении убийств мирных людей, ума не приложу… Ты либо поддерживаешь решения, которые ведут к убийствам невинных, либо не согласен с ними и протестуешь. Точка».
Остается дождаться разъяснений, как именно продюсер протестовал против решения о начале АТО. Хотя наверняка «это другое», ибо в ходе боевых действий 2014 – 2015 гг. невинные, конечно же, не гибли. Поясним отдельно для товарища майора: это была ирония.
Медийность Роднянского закономерно привела к тому, что вброшенный им тезис привел к очередному витку дискуссии вокруг темы «стоили ли потери Донбасса начала СВО».
Сама по себе постановка этого вопроса, безусловно, является некорректной. Просто потому, что ее логика предельно цинична. Но постоянно возвращение как российских, так и украинских публицистов к теме потерь среди мирного населения вынуждает нас обратиться к реальной статистике. В том числе – чтобы напомнить бесчисленным легионам «диванных войск» по обе стороны фронта о реальной цене конфликта.
Восемь лет потерь
Согласно информации уполномоченного по правам человека Донецкой народной республики, за период с 2014 по 8 февраля 2021 гг. на территории ДНР погиб 5041 человек из числа местных жителей (в рамках данных подсчетов потери среди военных и гражданских лиц суммируются). Подавляющее большинство жертв приходится на период 2014 – 2015 гг. В 2016 – 2021 гг. число погибших составило 1102 человек.
Отдельно следует выделить статистику детских смертей: за период с весны 2014 по февраль 2022 г. на Донбассе погиб 91 житель в возрасте до 18 лет. Из них 71 был убит в период 2014 – 2015 гг.
В октябре 2021 г. в интервью газете «Известия» глава ЛНР Леонид Пасечник сообщил о 9 тыс. погибших в ходе конфликта жителях республик Донбасса, 4 тыс. из которых приходятся на долю Луганской народной республики.
В 2021 г. Управление верховного комиссариата ООН сообщало в своем отчете, что жертвами вооруженного конфликта в Донбассе стали 3 092 мирных жителя. Впрочем, в 2019 г. глава Мониторинговой миссии ООН по правам человека на Украине Матильда Богнер заявляла, что с начала конфликта в 2014 году на территории Донбасса погибли как минимум 3344 мирных жителя. При этом представители германской разведки заявили, что, по их данным, информация мониторинговой миссии об общем числе погибших гражданских и военных может быть занижена более чем в 4 раза.
Также стоит отметить, что в декабре 2019 г. Международный уголовный суд ООН оценил число жертв среди мирного населения на Донбассе в пределах как минимум 3339 человек.
Стоит вспомнить и о выступлении Петра Порошенко на Мюнхенской конференции по безопасности 7 февраля 2015 г., где тот озвучил цифру в 5400 погибших мирных жителей Донбасса.
СК РФ в феврале 2022 г. оценил количество убитых мирных жителей Донбасса в 2,6 тыс. человек.
Таким образом, общая численность потерь гражданского населения самопровозглашенных республик может колебаться в пределах 2,6 – 12 тыс. человек. При этом вероятность существенного превышения данных ООН подтверждает в том числе информация, поступавшая в ходе конфликта от украинской стороны.
После 24-го
По данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, к 28 июня 2022 г. потери мирного населения Украины в ходе спецоперации достигли 4731 человек (среди них – 330 детей). Основная часть жертв приходится на подконтрольные Украине к 24 февраля территории Донецкой и Луганской областей, где погибли 2773 мирных жителя. При этом подчеркивалось, что эти данные являются неполными, и реальные потери могут быть заметно выше.
Правительство Украины на 27 июня заявляло о более чем 28 тыс. убитых гражданских. Однако из них более 22 тыс. приходится на долю Мариуполя. Последняя цифра вызывает серьезные сомнения.
По данным действующего мэра города Константина Иващенко, в ходе боевых действий погибли около 5 тыс. мирных жителей. Эту же цифру озвучил и глава ДНР Денис Пушилин. Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет сообщила, что ее офис подтвердил гибель в ходе боевых действий в Мариуполе 1348 мирных жителей. По ее словам, фактическое количество погибших, вероятно, во много раз больше. Однако сложно представить, что реальное число жертв превышает официальные данные сразу в 16 раз.
Также следует учесть, что цифра в 22 тыс., вероятнее всего, попала в официальные отчеты из интервью «украинского мэра» Мариуполя Вадима Бойченко агентству Associated Press. Бывший градоначальник покинул Мариуполь еще в начале 20-х чисел марта, а интервью датируется 11 апреля. Ссылаясь на неназванные источники Бойченко сначала озвучил цифру в 10 тыс. погибших, а затем предположил, что число жертв может превышать 20 тыс. При этом вполне понятно, что украинская сторона не имела технической возможности учитывать потери гражданских как минимум с середины марта.
Без учета данных по Мариуполю, потери среди гражданских, по информации украинских властей, составили около 6 тыс. человек.
Власти ДНР и ЛНР сообщали на 23 июня о 730 погибших мирных жителях.
Согласно информации Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, к 28 июня 2022 г. в ДНР и ЛНР погибли погиб 191 человек (подчеркивается, что эта информация является неполной).
Соответственно, за 4 месяца СВО на Украине погибло, ориентировочно, от 4-х до 28 тыс. мирных жителей, в республиках Донбасса – более 700 гражданских.
Печальные итоги
К каким выводам можно прийти на основе этой «цифири»?
Во-первых, заявления о том, что жертвы среди населения Донбасса фактически игнорировались значительной частью общественности как в России, так и на Украине, имеют под собой вполне реальные основания. Масштабы трагедии гражданского населения в 2014 – 2015 гг. вполне сопоставимы с нынешними, однако мы не наблюдали тогда аналогичной реакции.
Во-вторых, потери среди мирных жителей Донбасса за 8 лет конфликта и масштабы гибели мирных граждан в зоне, охваченной СВО, на текущий момент вполне сопоставимы. Но темпы прироста потерь, вероятнее всего, заметно выше, чем в 2014 – 2015 гг.
В-третьих, данные о потерях среди мирного населения всегда подвергались корректировке (в том числе – в политических целях) и носили относительный характер. Однако в ходе СВО информация о жертвах среди мирного населения начала искажаться в масштабах, несвойственных даже для начала кризиса на Донбассе.