Политолог
07.09.2022

Законы по осени считают

 

Политолог Павел Склянчук – о влиятельных законодательных инициативах на осенней сессии Госдумы и внедрении практики дисконтинуитета.

«Заждались!». Таким словом можно охарактеризовать ситуацию за неделю до старта пленарной части осенней сессии Государственной думы.

Традиционный летний перерыв в работе депутатов в этот раз стал поводом для двух экстраординарных по парламентским меркам событий: внепланового заседания нижней палаты 15 июля для утверждения Дениса Мантурова вице-премьером и собрания руководства Думы на Совет 25 августа для принятия заявления к МАГАТЭ по Запорожской АЭС. Оба мероприятия оказались результативными.

Спустя почти два месяца перерыва на работу с избирателями и поездки в зону проведения СВО, Дума возобновляет полномасштабную работу, и первое пленарное заседание состоится 13 сентября. Чем же порадуют народные избранники своих избирателей?

На фоне информационного затишья «законообрабатывающего станка» особенно громко звучат в СМИ две инициативы представителей «Единой России»: депутата Артема Кирьянова о едином операторе цифровой и наружной рекламе, а также депутата Александра Хинштейна о запрете пропаганды ЛГБТ среди взрослых (то есть тех, кто старше 18+), а не только детей.

Примечательно, что за обеими инициативами видны «уши» Роскомнадзора, поскольку именно он бдит за чистотой информационного пространства, и в случае принятия законов расширит свои надзорные функции.

Однако смеем предположить, что такой взгляд на повестку Госдумы является весьма искаженным. Основными темами остаются вопросы противодействия санкциям и всё, что связано с СВО.

Предлагаю вашему вниманию ТОП-3 законодательных инициатив, имеющих важнейшее влияние:

  1. Главный законопроект осени – это проект трехлетнего федерального бюджета. Год назад, из-за затянувшегося распределения мандатов депутатов и решения организационно-хозяйственных вопросов нового созыва, обсуждение бюджета происходило стахановскими темпами. Большинство из половины впервые пришедших парламентариев толком не сумели не то, что подготовить свои поправки, но и, кажется, разобраться в процедуре обсуждения. На этот раз времени на подготовку было достаточно и следует ожидать жарких баталий о том, как лучше распределить бюджетные средства между регионами и по отраслям. Тем более, что уже к проекту бюджета возникли вопросы у президента, что дает основания для обоснованной критике со стороны парламентских фракций.
  2. Законопроекты, связанные с интеграцией бывших территорий Украины в правовое поле России. Кто-то говорит о референдумах, другие подразумевает синхронизацию отраслевого законодательства, а кто-то занимается околоСВОшными вопросами – гуманитарная помощь, льготы участникам и ветеранам, работа с переселенцами и т.д.
  3. Антикризис. Инициативы, направленные на спасение отечественной экономики от беспредельных санкций и торгового кэнселинга, не закончились. И чем дальше, тем, возможно, сложнее будут даваться решения, связанные с влиянием государства на бизнес и распределением экспортных доходов – бюджетное правило, консолидированные группы налогоплательщиков, специальные инвестконтракты (СПИК 2.0), рыбопромысловые квоты, акциз на жидкую сталь и т.д. – это все предмет законодательного регулирования.

Исходя из этого, ключевой станет деятельность четырех комитетов: по бюджету и налогам (А.Макаров), по экономической политике (М.Топилин), по финансовым рынкам (А.Аксаков) и по госстроительству (П.Крашенинников).

Если смотреть на работу Госдумы под таким углом, то роль парламента в политической системе становится весьма значительной. Конечно, будут и социально-ориентированные инициативы, но основные законы будут относиться к трем перечисленным выше направлениям.

В настоящее время в законодательном портфеле парламента находится 1339 законопроекта, из них почти 1 тысяча были разработаны, внесены в Госдуму до 24 февраля 2022 года. В этой связи у ряда экспертов и депутатов звучат (в шутку или всерьез) идеи провести переоценку их актуальности в новой социально-экономической реальности, и возможно некоторые стоит вовсе «обнулить».

В парламентской практике некоторых стран такое правило называется дисконтинуитет – технология отклонения законодательных инициатив без принятия парламентом публичного решения по истечении заранее установленного срока (подробнее здесь). Отсутствие жестких временных рамок при подготовке законопроектов правительством этим летом породило ситуацию, когда несмотря на завершение сессии, инициативы продолжали поступать. В итоге получалось так, что это якобы парламент затягивает рассмотрение инициатив «из-за отпуска». На самом деле, выполнение представительских функций у депутатского корпуса требует нахождения за стенами здания на Охотном ряду. Вместе с тем, множество случаев затягивания подготовки отзыва правительства на депутатские инициативы или внесение поправок по истечению установленного срока остается как бы за скобками и считается приемлемым. Возможно, внедрение мягких форм дисконтинуитета позволило бы в будущем избежать организационных эксцессов этого лета и повысить качество законодательного процесса.

 

gosduma

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Законы по осени считают
banner-cik-min Законы по осени считают
banner-rfsv-min Законы по осени считают
expert-min-2 Законы по осени считают
partners 6
eac_NW-min Законы по осени считают
insomar-min-3 Законы по осени считают
indexlc-logo-min Законы по осени считают
rapc-banner Законы по осени считают