Язык вражды и дезинформация как повод для игры без правил в соцсетях
Первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич рассуждает о том, как навести порядок в западных и российских соцсетях, и предлагает разработать алгоритм внятных правил игры для защиты пользователей и интересов страны.
В поисках общего алгоритма
Я хотел бы поговорить о том, насколько жестко сегодня работает политическая цензура в Фейсбуке и о том, что пора всерьез задуматься о форме регулирования интернета на российском пространстве. Речь идет о социальных сетях.
В течение последних недель на площадке Общественной палаты РФ идет дискуссия о том, что собой представляет современная система Интернета и социальных сетей в нашей стране. Самые разные были разговоры и обсуждения. Очень интересная возникла дискуссия о тех алгоритмах, которые существуют в западных социальных сетях и позволяют отсекать и блокировать неугодный контент.
Я неоднократно пытался обратить внимание, в том числе и контролирующих органов, на то, что у нас сложился очень удивительный, парадоксальный перекос. Российские социальные сети позволяют на своих площадках публиковать любой контент, в том числе действительно экстремистский, в широком смысле – противоправный, направленный на дестабилизацию, в том числе и общественной обстановки. При этом и в частных, и в открытых разговорах представители российских соцсетей говорят, что это сознательная политика, потому что так они якобы привлекают аудиторию, которая зажата «в тесных западных тисках», там ведь цензура, поэтому приходит она к нам, и у нас резвится. При этом, повторяю, в западных соцсетях ты не можешь позволить себе ничего.
Мы настроены провести в Общественной палате обсуждение сложившейся ситуации. Потому что если раньше некие алгоритмы хоть как-то были означены, то сегодня соцсети «там» творят, что хотят. Но проблема в том, что Фейсбук и Гугл уклоняются от прямого разговора.
Под флагом «борьбы с дезинформацией»
Что я имею в виду, когда говорю об отсутствии алгоритмов? Например, мы все знаем, что если ты напишешь слово «хохол» или «ниггер», то тебя на месяц забанят в «их» соцсети. Но последние недели и дни показали, что вообще никаких правил не существует. Потому что фейсбук буквально на днях удалил просто какое-то астрономическое количество групп и страниц – 800 страниц и аккаунтов были удалены. Причем, это все – американские страницы, принадлежащие американцам, которые публикуют политические сообщения.
Давайте разберем по пунктам. Все эти аккаунты – родом из США, не имеют связи с Россией. Это американские граждане, в том числе популярные, консервативные сообщества, у которых было несколько миллионов подписчиков. И все это делается исключительно под флагом борьбы с дезинформацией!
Удивительный такой момент – есть два основных оправдания, которые объявляются Фейсбуком. Первое звучит как Hate speech (язык вражды), а второе – дезинформация. Под язык вражды они раньше подводили все, что хотели, то есть вот не нравится им текст, он там разжигает что-то по их мнению. При этом, кстати, разжигать было разрешено только против белых мужчин. Если ты «мочишь» белых – это можно, а если ты что-то напишешь про черного или цветного – все, это язык вражды, тебя или «закроют на месяц» или полностью сносят с аккаунта.
Именно поэтому мы и говорим про политическую цензуру – что есть вот эта «дезинформация»? Где эти критерии? Кто их определяет? Их определяют какие-то непонятные люди в Фейсбуке, которые все это там сносят. И мы теперь должны откровенно признать, (просто почему-то люди стесняются эти вещи называть своими именами), что Интернет в целом и Фейсбук, в частности, были придуманы какими-то умными людьми не для того, о чем пишут романтики в розовых очках: что, мол, есть свобода самовыражения, и платформы, где люди могут свободно обмениваться мнениям… Когда читаешь такие высказывания, думаешь, - бог ты мой, люди, откройте глаза, протрите очки! Этого ничего нет! Все наоборот!
Я все чаще вынужден соглашаться с некоторыми американскими экспертами (они, между прочим, вроде все уже «забанены» полностью), которые считают, что Фейсбук полностью контролируется ЦРУ. И все сделано не для «предоставления площадки» для удобства пользователей, а для того, чтобы следить просто за тем, что мы делаем, за нашими интересами и пристрастиями.
Внятные правила игры – для всех
На днях общался с журналистами в Великом Новгороде. Меня спрашивали,– что вы предлагаете, Александр? Я сказал, что хочу пока для начала, чтобы мы сформулировали целый набор очевидных постулатов, которые должны быть созвучны и понятны и пользователям, и регуляторам, контролирующим органам. То есть все должно быть зафиксировано. Называть вещи своими именами – это уже большой подвиг, потому что у ряда людей, как я уже сказал, есть заблуждение, что – вот есть свобода, а те люди, которые как я, что-то озвучивают – те же требования отрегулировать процесс, то это - душители свобод. Надо зафиксировать, что в Фейсбуке, в Твиттере и примкнувшим к ним Инстаграме и Ютьюб и т.д. существует очень жесткая цензура, границы которой постоянно расширяются, причем делается это произвольно.
Нет такого, к примеру, чтобы при входе в Фейсбук появлялись бы некие «10 постулатов», что вот такие-то вещи делать нельзя, а если ты выполняешь эти 10 условий, то дальше у тебя проблем нет. Сейчас это - прогулка по минному полю. Вдруг оказывается – не с тем дружишь, не того лайкнул, не то репостнул.
И… все: ты просто теряешь свой аккаунт в принципе. Конечно, для людей, которые 4-5 лет на это все подсаживались, у которых тысячи друзей и десятки, а то и сотни тысяч подписчиков, хорошо понятно, что ты моментально можешь потерять серьезную базу, в которую ты вкладывался интеллектуально, а иногда и материально.
Призвать к ответу
Надо признать и зафиксировать, что сегодня существует жестокая цензура – раз, она ничем абсолютно не регламентируется – два. Совершенно очевидно, что всякие рассказы про «русское вмешательство», они никакого отношения не имеют к действительности. Потому что тот же Фейсбук и иные платформы, как мы теперь видим, управляются из одного центра. Потому что если кто-то или что-то «банится», то происходит это очень скоординированно, хотя хозяева у платформ формально разные. Тем не менее, все эти «баны» обычно происходят в один день, чуть ли не в считанные минуты.
Мы должны жестко следить за своей информационной безопасностью. Пока же мне совершенно непонятно, чем вызвана наша беспечность. На данный момент очевидно, что Роскомнадзор и иные структуры должны в хорошем смысле слова призвать к ответу всех этих интернет-гигантов. Они работают на территории России, развивают свой рынок, в том числе рекламный, и обязаны соблюдать наши законы, в части, например, переноса серверов с базами данных на нашу территорию.
А нам рассказывают, что Фейсбук четыре года «находится в диалоге» по этому поводу. Хочется сказать – ребята, какой диалог? Что значит четыре года в диалоге? Надо взять и перенести, либо принять какие-то меры в ответ. Совершенно нагло себя ведет Гугл. То есть, например, у нас есть на руках данные: к Google-аккаунтам привязаны многие российские СМИ. А это что означает? Просто никто не отдает себе отчет о последствиях, пока это не происходит, но вдруг раз – и у журналиста и целого СМИ исчезает почта gmail, Гугл их не индексирует, им отрубают Гугл плюс, Гугл аналитик и Ютьюб. Без объяснения причин.
И дальше, к вопросу, чем вызвано мое возмущение – у Гугл есть офис в центре Москвы. При этом они сносят аккаунты российских СМИ. Они игнорируют обращения и запросы. И когда к ним обращаются официальные структуры с приглашением к диалогу, в том числе на нашей площадке в Общественной палате РФ, они тоже делают вид, что письма попадают в спам. Хочется сказать – ребята, подождите, мы что – страна третьего мира? Почему мы вообще позволяем так с собой обращаться? При этом президент Гугл ходит по каким-то бизнес-форумам, выступает с лекциями, учит нас жизни. То есть это что такое вообще происходит?
Именно поэтому и получается, что о нас вытирают ноги, а мы это все проглатываем. Это абсолютно недопустимо.
Силовыми способами заставить вести себя прилично
Как на законодательном уровне должны регулироваться отношения с интернет-гигантами, чтобы Россия могла защитить свои законные интересы? Для меня видится два удара. Как я уже сказал, необходимо принудить западные сети в нашей стране выполнять наше законодательство в части хранения информации и оперативного реагирования на все необходимые запросы. То есть они должны прекратить вести себя по-хамски, и еще они должны, наконец, начать давать внятные объяснения своим поступкам. То есть их нужно, образно говоря, силовым способом заставить вести себя прилично.
Для этого Роскомнадзор должен применить существующие правовые нормы, вплоть до блокировок и отключений в финале. Ну а как иначе быть? Вы посмотрите – еще раз, Гугл удаляет аккаунт российского СМИ, и не объясняет почему, не реагирует на обращения. Все это происходит на территории Российской Федерации. Я спрашиваю – почему Российская Федерация не в состоянии защитить своих граждан от такого интернет-произвола? Если это происходит один раз, второй, третий, то дальше пойдет вакханалия. Поэтому все это надо пресечь в самом начале, с помощью набора инструментариев, начиная от штрафов, денежных в том числе – и заканчивая доведением до суда и блокировками.
Второе направление работы касается российского сегмента, российских социальных сетей, где также должны быть приняты внятные правила. И об этом мы уже ведем речь, возможно, стоит пойти по пути создания саморегулируемой организации (СРО) для осуществления функции общественного контроля. При этом должны работать алгоритмы, во многом схожие с существующими на Западе, как ни странно. И они должны быть четкими.
На Западе в целом сам подход к регулированию – это правильная история. Но возмущает нас то, что не прописаны принципы. То есть сносить, удалять противоправный контент должны сами социальные сети. Но по внятным критериям. На Западе - молодцы, что удаляют, но не молодцы, потому что нет критериев.
А у нас нет ни того, ни другого, и это, кстати говоря, и привело к этому разгулу и вакханалии, вылившись в уголовные дела за лайки и репосты. Потому что, если бы сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» вложились бы, потратили деньги, наняли бы сотни, а может быть и тысячи модераторов, которые бы сами все вычищали, то не было бы и предмета для обсуждения. То есть, например, некий Иван Иванович написал какой-то провокационный пост, но при этом он не может его опубликовать. Почему? Потому что он его опубликовал, а уже через минуту, согласно прописанной программе, которая индексирует определенные слова, которые признаны нарушающими, его пост удаляется. И Иван Иванович и вы, оказавшись в подобной ситуации, конечно, можете быть возмущены. Но, во-первых, вы нарушили прописанные правила, а во-вторых, скажите спасибо, что вас спасли от как минимум административного дела.
А пока получается у нас провокация – социальная сеть зазывает к себе Ивана Ивановича, и говорит – пиши что хочешь. Пользователь пишет все, что хочет, потом к нему приходят люди в форме и говорят «пройдемте». А наши сети начинают бушевать и говорить – ай-яй-яй, государство наказывает, мы очень расстроены. А вы не расстраивайтесь, вы удаляйте. Зафиксируйте в рамках созданного СРО 10-12 постулатов. И тогда Иван Иванович будет знать, написав текст, что перед публикацией должен его хотя бы наискосок проверить, нет ли там чего-то этакого.
А с другой стороны, почему пользователь должен разбираться, является ли то или иное слово экстремистским? В данном случае вы защищаете пользователя, потому что у вас есть модераторы, и все алгоритмы прописаны.
Впереди – общественное обсуждение
В ближайшее время на площадке Общественной палаты РФ мы готовимся провести общественное обсуждение, слушания, посвященные кодексу поведения в социальных сетях. Кодекс по сути - это некий набор алгоритмов, которые мы должны попытаться собрать воедино, которые бы определяли что можно, а чего нельзя. Это то дело, которому я уже посвятил и продолжаю посвящать много времени. Кстати, чем глубже в эту тему входишь, тем больше находишь открытий. Главное сейчас – навести порядок с западными соцсетями и со своими российскими по тем направлениям, которые я обозначил.
При этом понятно, что у нас люди в Интернете любят выдергивать все из контекста. Я представляю, какой начнется хай в отношении этих моих слов. Скажут: «В России хотят запретить Фейсбук!». Нет, никто не хочет его запретить. Просто я лично, как гражданин, хочу, чтобы он выполнял законы Российской Федерации на территории Российской Федерации. И как пользователь, хочу внятных правил игры.
К примеру, садясь в самолет, я должен знать определенные правила – что я могу с собой взять такое-то количество мест багажа, про колюще-режущие предметы, вес и габариты ручной клади и т.д. То есть мы можем чем-то возмущаться, говорить, - а вот давайте два сантиметра нарастим к этому разрешенному объему багажа. Но мы знаем, что есть список правил, и они одинаковы для всех. По тому же принципу я, как пользователь Фейсбука или других социальных западных сервисов, хочу понимать эти правила. Речь не про то, когда нам преподносят 48 страниц мелким шрифтом с пометкой – поставьте галочку, что вы принимаете соглашение, а именно - четкие, конкретные, короткие пункты, что вот это можно, а это – нельзя.
И я считаю, что это логично и справедливо, и наши регулирующие структуры должны нам, пользователям, помочь защитить наши права на нашей территории.