Севастополь: Единороссам нужна перезагрузка?
На сентябрьских довыборах муниципальных депутатов в Гагаринском и Андреевском районах севастопольское отделение «Единой России» решило выдвинуть четырех кандидатов-партийцев. Однако одновременно трое единороссов, не прошедших «праймериз», пошли на выборы в качестве самовыдвиженцев. Региональное отделение обвинило их в нарушении Устава и исключило их из членов «Единой России». Но одна из исключенных решила обжаловать это решение в суде. Это лишь один из примеров многочисленных конфликтов среди единороссов Севастополя. Член Совета директоров Центра ПРИСП, главный редактор портала "Выбор Народа" Николай Тузиков — о внутрипартийном противостоянии в Севастопольском региональном отделении и подготовке к выборам следующего сезона.
Как вы можете прокомментировать данную ситуацию с исключением единороссов из партии?
Практика исключения из партии или приостановки членства в партии в случае, если кандидат проиграл праймериз и все равно пошел на выборы в качестве самовыдвиженца, существует во всех регионах России. И тут не важно, выиграл он или проиграл. Поэтому ничего экстраординарного в исключении этих кандидатов, на мой взгляд, нет. Но такие неадекватные реакции на исключение из партии редко где происходят. Однако для Севастополя это достаточно обычная практика, потому что здесь весь политический процесс рано или поздно выливается в шоу.
Кстати, из трех исключенных победили только два кандидата, и иск подала как раз непрошедшая Марина Горюнова. Напомню, что из четырех мандатов, что разыгрывались в Севастополе в сентябре на довыборах, только один мандат получил кандидат от «Единой России», один – кандидат от КПРФ, и два мандата получили эти самовыдвиженцы.
Данный инцидент сам по себе ведь не имеет большого значения, но это - признак наличия каких-то серьезных трений, раскола в партии?
Да, безусловно, и этот раскол происходит по всем этажам, по всем уровням. Всем известно, что есть раскол в Законодательном собрании, который проходит прямо по фракции «Единой России». Большинство в Законодательном собрании Севастополя – это единороссы. Из них примерно половина – это сторонники так называемой группы Чалого, во главе с председателем Законодательного собрания Екатериной Алтабаевой. И есть группа чуть меньше по численности, ее условно можно назвать сторонниками губернатора Овсянникова. Это в основном люди, которые стали депутатами по списку «Единой России» из числа бюджетников, средней руки предпринимателей и руководителей управляющих компаний. Все те, кто зависит от работы с правительством и бюджетом. Это что касается видимого верхнего уровня раскола.
А второй уровень проходит по линии первичных организаций и исполкома партии. Что собой сейчас представляет «Единая Россия» в Севастополе? Там достаточно много центров влияния. Это и Чалый, и депутат Госдумы от «Единой России» Дмитрий Белик, и сторонники бывшего губернатора Меняйло, и сторонники нынешнего губернатора Овсянникова, которые консолидированы на сегодняшний день секретарем регионального политсовета «Единой России» Борисом Колесниковым. Собственно, ситуация, которая произошла на довыборах по двум двухмандатным округам, ярко показала, что в этой сложной и конфликтной ситуации ни одна из сторон не может сохранить своего лица.
А ведь уже меньше, чем через год, выборы в Законодательное собрание Севастополя?
Да, и происходящее сегодня порождает большие вопросы по поводу перспектив «Единой России» в преддверии выборов в Законодательное собрание. Потому что элиты Севастополя расколоты, расколото, по большому счету, региональное отделение. Региональное отделение во главе с его секретарем Колесниковым и руководителем исполкома Евгенией Смородиновой контролируют достаточно ограниченную часть актива партии. Это, по оценочным суждениям, несколько десятков человек, что для 400-тысячного Севастополя – ничто. Но при этом надо понимать, что важность выборов по партийному списку достаточно высока, потому что Законодательное собрание Севастополя формируется на две трети по партийным спискам. Есть 24 места в Законодательном собрании, из них 16 выбираются по спискам, и 8 – по одномандатным округам. Сторонники Чалого – это практически все эти восемь одномандатных депутатов, они достаточно ресурсные, узнаваемые и уважаемые люди, и скорее всего, они смогут подтвердить свои полномочия на выборах в одномандатных округах. Однако, кто попадет в итоговые списки после праймериз по «Единой России», это уже большой вопрос.
Какие существуют дальнейшие варианты развития событий?
Все сводится к двум возможным вариантам – что до праймериз ничего не изменится и тогда во внутрипартийном голосовании будут участвовать все силы, то есть и чаловские, и беликовские, и овсянниковские, колесниковские и т.д., и тогда праймериз рискует превратиться в большой процесс покупки голосов. При том, что это вполне характерно для местного электората, за 25 «украинских» лет у них это был достаточно распространенный метод получения голосов. И тогда будет совершенно не понятно, как сформируются эти списки.
А второй путь – это полная перезагрузка регионального отделения «Единой России» в Севастополе, устранение одиозных, по мнению местной элиты, фигур, во главе с исполкомом (речь идет про Смородинову и про ее первого зама Михайлюка). И, конечно, взятие под жесткий контроль со стороны федеральной «Единой России» всех электоральных и организационных процессов, чтобы не вводить выборы в Севастополе в жесткий политический клинч.
В центральной «Единой России» про эти проблемы, конечно, знают?
Да, секретарь Турчак приезжал в Севастополь в августе этого года. И эмиссары от Центрального исполнительного комитета партии бывают достаточно часто в городе и тоже рекомендуют идти по второму пути, по пути разгрузки ситуации в целом в региональном отделении. Здесь есть одна особенность – Колесникова поддерживает Овсянников. Пока вопрос про перезагрузку поставлен на паузу, и без согласия, Овсянникова этот процесс будет очень тяжело запустить. Поэтому все сейчас находятся в ожидании того, что же дальше будет происходить. Но время играет в пользу сторонников Чалого, потому что нынешний раскол их устраивает.
Мне кажется, что некая точка невозврата, после которой сложно будет что-то изменить, должна быть поставлена до федерального Съезда партии, который пройдет 7-8 декабря. На мой взгляд, те стороны, которые заинтересованы в работоспособности регионального отделения, должны будут устранить все конфликтные моменты как раз до съезда.