Процедура выдвижения перестает быть просто формальностью
Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко - об активизме избиркомов в деле юридического прессинга и партийных процедурах как новой уязвимости предвыборных кампаний.
После мартовских изменений в избирательном законодательстве автономность партийной процедуры выдвижения кандидатов изрядно сжалась.
Если ранее о «выдвижном» мероприятии обязательно было извещать лишь избирком, то теперь и территориальный орган Минюста. Мало того, партийцы должны по требованию уполномоченного лица ознакомить его с процедурной документацией, в которой в силу временной спрессованности и организационной многослойности часто полно недостатков.
В июне ЦИК России разослал в региональные комиссии шпаргалку для проверяющих партийные мероприятия. В принципе, было очевидно, что в сезоне-2022 к партийным процедурам внимание будет выше, чем раньше. И практика не обманула ожидания, вот несколько показательных дел.
Вельский крах Партии дела
На муниципальных выборах в Архангельской области снесли список кандидатов от Партии дела, указав в числе претензий недостатки партийной процедуры — отсутствие в бюллетене разъяснения порядка его заполнения, голосование проводилось путём вычёркивания, вместо счётной комиссии голоса подсчитывал один человек, ящик для голосования стоял вне поля зрения присутствующих.
Псковская «незначительная история»
На выборах в Псковскую городскую думу снесли список «Новых людей», причём началось всё с инициативного направления комиссией кандидатских документов в полицию — для проверки подлинности подписей. Несмотря на то, что закон не предусматривает такой правоприменительный активизм избиркомов, суд посчитал, что он «согласуется со смыслом и целями избирательного законодательства».
Осетинские пироги
На выборах в парламент РСО-Алания комиссия отказала в заверении списка кандидатов «Новых людей». В числе оснований: представленный в ЦИК РСО-Алания для заверения, не соответствовал по персональному составу списку, который был включён в бюллетень для голосования. Партийцы напутали в бюллетенях с именами-отчествами у двух кандидатов, а представители комиссии в рамках новых полномочий бюллетени предусмотрительно запросили.
Позиция устояла во всех судах, вплоть до Верховного суда РФ.
Старый Оскол и его оскал
На выборах в Совет депутатов Старооскольского городского округа «Новым людям» отказали в заверении списка, обосновав это нарушениями партийной процедуры выдвижения.
Вообще, кончено, всем партийным штабам стоит внимательно изучить этот кейс, чтобы понимать, какие интересные могут быть выводы о процедурных нарушениях. Вот некоторые из них.
«Не соблюдён кворум» — на учете в региональном отделении состоит 13 человек, на «выдвижном» партийном мероприятии присутствовало 7, но один из присутствовавших не имел при себе паспорта.
«Общее собрание началось с нарушением времени начала в 17 часов 21 минуту, вместо 17 часов 00 минут».
«В нарушение протокола было рассмотрено 9 вопросов из утверждённых 10. При этом изменения в повестку не вносились».
«Ведомость по выдаче бюллетеней тайного голосования членами счетной комиссии не велась, бюллетени брали сами участники голосования и сами вели ведомость по выдаче бюллетеней»
«В ходе проведения мероприятия объявлялся перерыв проведения тайного голосования, однако, объявление о продолжении общего собрания озвучено не было».
«При проведении тайного голосования в комнате для проведения голосования находились 3 члена партии».
Очевидно, что все эти масштабные нарушения, включая отсутствие при себе паспорта у одного из партийцев, были установлены представителями комиссии, присутствующими на партийном мероприятии.
Прессинговая субъектность избирательных комиссий значительно возросла. И если раньше многие — от избиркомов до штабных юристов — относились к партийным процедурам как пустым формальностям, то теперь самое время пересмотреть этот подход.
Процедура партийного выдвижения становится одной из главных юридических уязвимостей кампании.