Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП
03.11.2018

Всеобщие праймериз – лекарство для партийно-политической системы России?

 

В продолжение дискуссии о назревшей в России необходимости политической реформы своим рецептом оздоровления партийно-политической системы делится политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Константин Труфанов.

Как Вы считаете, почему современная партийно-политическая система сегодня оказалась в таком кризисе?

Сейчас идут дискуссии о том, как выйти из этого кризиса и говорится о том, что либо надо развивать какие-то новые партии, либо переформатировать «Единую Россию». То есть высказываются два полярных мнения. На мой взгляд, одно другому совершенно не мешает, можно развивать и альтернативные политические направления и в то же время проводить трансформации внутри «Единой России».

Я считаю, что начало сегодняшнему кризису положила либерализация политического поля, которая у нас в стране произошла около 7 лет назад в ответ на события на Болотной площади. Сегодня в РФ официально зарегистрировано 64 политических партии. Ещё в 2011 году в России было в девять раз меньше партий — всего семь. Но после массовых акций протеста в 2011-2012 годах нормы законодательства в области регистрации политических партий были, как я уже сказал, либерализованы. В итоге, вместо 40 000 человек как раньше, для регистрации партии оказалось достаточно привлечь всего лишь 500 человек.

Такая доступность в принципе размыла авторитет политических сил. И запутала простого избирателя, предложив ему слишком разнообразное политическое меню. Поэтому сегодня, когда избиратель приходит на избирательные участки и видит там на выборах в Государственную Думу РФ или Законодательное собрание десятки политических партий, зачастую отличающихся друг от друга лишь небольшой разницей в названиях, то он, конечно же, теряется. В условиях очевидной усталости от постоянных традиционных игроков на политическом поле – "Единой России", ЛДПР, "Справедливой России", КПРФ, такой избиратель не может найти для себя какую-то новую политическую силу, просто потому, что он физически не может ознакомиться с программами всех этих многочисленных партий, их лидерами и т.д.

Какой может быть выход из создавшегося положения?

На мой взгляд, на нынешнем этапе было бы неплохо ужесточить законодательство в части регистрации и деятельности партии. Список российских партий пора ужать, оставить надо только реально работающие политические структуры. Ведь что греха таить, многие политические партии сегодня являются либо политтехнологическими проектами, либо спойлерами, Естественно, избиратель это все понимает, и видит, что в политическом пространстве сейчас нет откровенной настоящей дискуссии. И поэтому, собственно, он голосует «ногами», не идет на выборы, либо голосует по принципу «против всех», выбирая в противовес «Единой России» партию ЛДПР, например. Это - первый момент.

Второй момент - это то, о чем недавно говорил первый заместитель директора Центра ПРИСП Александр Зябрев. Он высказал очень правильную мысль о том, что на базе «Единой России» необходимо развивать разные идеологические платформы, как это было в «Единой России» образца 2007-2008 года. Тогда там была и социальная платформа, и либеральная. К сожалению, в последние годы это все схлопнулось. Но, на мой взгляд, «Единая Россия», как партия большинства и в определенном смысле партия элит, имеет такую возможность переформатироваться и ее трансформация должна происходить именно так.

Почему назрел такой вопрос? Потому что сегодня в сознании людей «Единая Россия» – это уже не только партия Путина, которой она была еще буквально 6-7 лет назад. Это - партия чиновников, причем не в самом хорошем смысле этого слова. Для того чтобы партия заиграла новыми гранями своего образа, она должна расширять свою электоральную базу. Электоральную базу она сможет расширить тогда, когда она выйдет за рамки сложившегося образа партии чиновников. Поэтому рост и развитие «Единой России», если она хочет оставаться партией власти, должны идти по этому пути – трансформации изнутри.

А что сегодня было бы полезно для всей партийно-политической системы в целом?

Важный момент, который, на мой взгляд, был бы интересен для развития партийной политической системы, это законодательное закрепление проведения праймериз - не только для «Единой России», а для всех партий. Все партии, которые участвуют в выборах федерального и регионального значения, должны проходить первичные открытые внутрипартийные выборы.

То есть сугубо внутрипартийное голосование? Речь не идет о том, что пойти по примеру «Единой России», которая — в некоторых моделях праймериз - приглашает и сторонников, и жителей?

На самом деле это дискуссионный вопрос. К праймериз «Единой России» можно относиться по-разному, но пока другого такого опыта у нас нет, и сказать, что это плохая модель, или абсолютно идеальная, мы не можем. Я, честно говоря, слабо себе представляю праймериз только лишь между членами партии «Родина», «Справедливая Россия» или «Коммунисты России». Потому что людей там объективно мало и поэтому праймериз просто могут превратиться в формальное мероприятие. Собственно, как это было в «Единой России» пять лет назад, когда выбирал кандидатов в кандидаты только лишь актив. Я считаю, путь по развитию политических партий как институтов политического влияния мог бы идти именно через всенародный праймериз по открытой модели.

То есть нужен единый день, когда проводится праймериз всеми партиями?

Да. Такая практика есть и в США и в Европе. Почему бы это не сделать у нас? Те политические партии, которые не готовы это делать, сами выпадут из политического поля. Те, которые поддержат эту идею и будут эффективно ее использовать, у них будет дополнительная возможность и стимул для своего развития. Люди будут понимать, что, условно говоря, партия «Родина» - это не партия одного человека. И если у избирателей есть интерес ко взглядам этой партии, то они увидят, что они могут повлиять на ее кадровый состав, поучаствовав в праймериз. И еще могут видеть в партии социальный лифт, в том числе для себя, и для донесения своих идей до руководства партии.

То есть в этом и есть рецепт оздоровления и для всей партийно-политической системы и для каждой партии внутри?

Совершенно верно. Потому что, к сожалению, политическое поле в партийном аспекте сегодня представляет собой тихое болото, где основные игроки не меняются уже лет 20. А возможностей заявить о себе у новичков нет в силу определенных политических обстоятельств. Но при этом мы наблюдаем очень большое количество фейковых образований, которые тоже не влияют ни на рейтинг партий, ни на политическую систему в целом.

Если говорить о парламентских партиях - ЛДПР, «Справедливая Россия», КПРФ, в чем их слабость сегодня?

Все эти партии – вождистского типа, ими руководят люди уже не один десяток лет. Пока эти конкретные люди будут оставаться во главе этих политических сил, ничего не изменится. Поэтому какой-то трансформации здесь ждать не приходится, если только вопрос с праймериз не будет закреплен законодательным образом. Но нынешние руководители партий в этом вряд ли заинтересованы.

Почему в нескольких регионах на недавних выборах население проголосовало за представителей оппозиции? Ведь на самом-то деле люди голосовали не за Фургала, Коновалова или Сипягина, а голосовали именно против кандидатов от партии «Единая Россия». Уже было не суть важно, кто был оппонентом у партии власти. Но случившееся на самом деле – серьезная проблема не только для партии власти, которая проигрывает своим техническим оппонентам. Это и проблема для тех партий, чьи представители побеждают в такой ситуации на региональных выборах. Они понимают, что большой поддержки выигравший губернатор во Владимире или Хабаровске не получит и работать ему будет очень тяжело.

Потому что он – не человек системы?

Да, и не только поэтому. А еще и потому, что у него нет искренней поддержки избирателей. Люди голосовали за этих новых руководителей регионов по принципу – лишь бы не Шпорт, лишь бы не Зимин и лишь бы не Орлова. В итоге в этой ситуации понесла потери и партия власти, и та системная оппозиция, которая у нас сегодня существует. Выигрывают выборы абсолютные ноунеймы, а проголосовавшие за них избиратели на следующий день просыпаются в шоке от того, за кого они проголосовали.

Я прогнозирую, что в тех регионах, где выиграли представители оппозиции, ситуация как минимум не станет лучше, чем была при прежних руководителях. Наоборот, думаю, что там все будет только ухудшаться.

Какой итог Вы хотели бы подвести в конце нашей беседы? Что сегодня главное в борьбе с застоем партийно-политической системы?

Надо отметить, что в сложившейся сегодня ситуации не заинтересован никто – ни партия власти, ни оппозиция. Потому что оппозиция сталкивается с ситуациями, когда человек выигрывает и на следующий день у него уже антирейтинг. А партия власти наступает на одни и те же грабли в ряде регионов. По причине закостенелости и нежелания «Единой России» меняться, в том числе предоставлять возможности для разных политических платформ, «Единая Россия» проигрывает просто по принципу «назло бабушке отморожу уши».

Если говорить об оздоровлении системы, хочу еще раз подчеркнуть, надо ужесточать законодательство в части большего повышения качества политических сил. Это и праймериз, и какие-то более жесткие условия по регистрации новых партий и по подтверждению регистрации для партий уже зарегистрированных.

narodniy praimeriz

 
Партнеры
politgen-min-6 Всеобщие праймериз – лекарство для партийно-политической  системы России?
banner-cik-min Всеобщие праймериз – лекарство для партийно-политической  системы России?
banner-rfsv-min Всеобщие праймериз – лекарство для партийно-политической  системы России?
expert-min-2 Всеобщие праймериз – лекарство для партийно-политической  системы России?
partners 6
eac_NW-min Всеобщие праймериз – лекарство для партийно-политической  системы России?
insomar-min-3 Всеобщие праймериз – лекарство для партийно-политической  системы России?
indexlc-logo-min Всеобщие праймериз – лекарство для партийно-политической  системы России?
rapc-banner Всеобщие праймериз – лекарство для партийно-политической  системы России?