Грузия не будет «слушаться маму»
Член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор кафедры дипломатии МГИМО, профессор РГГУ Владимир Пряхин – о грузинском «землетрясении» на мировой геополитической платформе.
Удивительным образом кризисы и конфликты на мировой политической арене напоминают участившиеся в последние время геотектонические подвижки земной коры…
Продолжив эту аналогию, можно считать, что все акты турбулентности в мировой политике с 1991 г. являются как бы афтершоками после глобального политического землетрясения – развала СССР. Нынешние события в Грузии, связанные с попыткой парламента принять закон об иноагентах и некоммерческих организациях, также вписываются в эту тектоническую схему.
Мечта американских гегемонистов о замене биполярной структуры международных отношений на монополярную, в которой все геополитические плиты занимали бы положение в соответствии с волей «Вашингтонского обкома» оказалась несостоятельной. Мало-помалу в мировой геополитической структуре образовались новые «плиты» и удивительным политическим аналогом геотектонических подвижек становится формирование равновесной мультиполярной системы международных отношений.
Процесс этот ещё весьма далёк от завершения, поэтому периодически происходят столкновения разнонаправленных силовых полей, следствием которых являются политические землетрясения, подобные тому, которое потрясло в начале марта маленькую территориально, но, отнюдь, не политически Грузию. Прежде всего, стоит напомнить, что в стратагемах внешней политики США Грузия всегда мыслилась в качестве важного звена пояса государств так называемый «Анти-России». В 1997 году была найдена, казалось бы, наиболее подходящая форма этой «Анти-России» – организация за «демократическое экономическая развитие» под названием ГУУАМ (по первым буквам названий государств-участниц - Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Молдавия). Поначалу предполагалось даже подключение к этой структуре и некоторых непостсоветских государств, в частности Румынии. Но дипломатия мудрого Титулеску, пообещав полную солидарность с демократическими намерениями государств-учредителей, от прямого членства в организации уклонилась. По одной простой причине – моментально сообразили, что ГУУАМ мыслится в Вашингтоне как таран антироссийского военно-политического блока, предназначенного для утверждения доминирования коллективного Запада на евразийской геополитической платформе. А это рискованное и опасное занятие. Чуть позже понимание этого достаточно очевидного намерения дошло и до Ташкента, что превратила амбициозный ГУУАМ в не менее амбициозный, но качественно уменьшившийся ГУАМ.
В бытность президента Украины Ющенко и президента Грузии Саакашвили антироссийская активность ГУАМ достигла своего апогея, а вот потом началось неформальное угасание этой активности. И на сегодняшний день, когда его востребованность в Вашингтоне представляется особенно очевидной, мы имеем то, что имеем – геополитическое образование, призванное воевать с Россией, практически не предпринимает никаких телодвижений к участию в войне, которую коллективный Запад инициировал на Украине. Более того, в Вашингтоне выказывают крайнее недовольство тем, что некоторые члены ГУАМ помогают-де России обходить антироссийские санкции коллективного Запада. И в этом есть определённая доля истины. Во всяком случае, существенно улучшившиеся показатели экономического развития Грузии в истекший год являются результатом резкого возросшего по ряду причин притоку россиян и российских денег, устремившихся в братскую страну по хорошо известному им издавна маршруту. Причём вопреки ожиданиям вашингтонских стратегов никто не встречал их автоматными очередями и криками Go Home. Напротив россияне говорят о вполне благожелательном отношении к ним со стороны местного населения. Многие аналитики относят это на счёт того, что деньги российских граждан, посещающих Грузию, существенно пополняют кошельки простых граждан Грузии, не купающихся, мягко говоря, в роскоши. Дело в том, что «долларовые дожди», пролившиеся над Грузией во времена президентства Саакашвили, отнюдь не достигли глубинных слоёв грузинского общества, а увлажнили, скорее, карманы политической элиты. Неслучайно значительная часть обвинений, предъявленных судом Михаилу Саакашвили, носит как раз экономический характер.
Разумеется, у Вашингтона нет никаких оснований считать пребывающее в Грузии у власти правительство партии «Грузинская мечта» пророссийским. Между нашими странами нет даже дипломатических отношений, прерванных ещё в 2008 году после бесславной попытки режима Саакашвили вооружённым путём восстановить свою юрисдикцию над Южной Осетией. Более того, как заявил год назад председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе, нынешний режим в Тбилиси и не предполагает восстанавливать дипломатические отношения с Россией.
Поэтому недовольство Вашингтона объясняется не столько опасениями того, что Тбилиси сблизиться с Москвой, а тем, что даже откровенно русофобским грузинским политикам не нравится американский диктат над Грузией. Именно поэтому в Вашингтоне в штыки восприняли законопроект об иноагентах, внесённый в Тбилиси на рассмотрение парламента. Ведь не секрет, что США финансируют многие НКО и средства массовой информации в Грузии, ориентируя их деятельность в антироссийском направлении. Режим правящей партии «Грузинская мечта» вполне обоснованно может видеть в этих НКО угрозу своим властным позициям накануне предстоящих в 2024 году парламентских и президентских выборов.
Вашингтон не устраивает нынешний антироссийский, но стремящиеся к некоторой самостоятельности режим Тбилиси. В Белом доме желали бы видеть Грузию бессловесной вассальной марионеткой. И полагают, что имеют для этого все основания с учетом вложенных в политическую элиту страны средств. Ведь в Вашингтоне железно действует правило Who pays the piper orders the tune (кто платит деньги, тот заказывает музыку). Но это правило не очень действует в Тбилиси. Грузия не та страна, а грузины не тот народ, которые когда-либо могли бы смириться с подчинённой ролью в каком-либо политическом альянсе. Даже с потрохами проамериканский Михаил Саакашвили вызывал в Вашингтоне недовольство своим своеволием. Неслучайно президент Буш-младший во время памятного визита в Тбилиси призвал его «слушаться маму» – авторитетного ученого-историка Гиули Аласанию. Дело конечно не в маме, а в госдепе, воля которого должна, по мысли «Вашингтонского обкома», быть беспрекословной для выполнения грузинскими политиками. Но как раз этого в Вашингтоне никогда не дождутся. Тбилиси всегда будет стремиться проводить независимый внешнеполитический курс. А это сам по себе серьёзный вызов гегемонистской политике США в стратегически важном регионе Южного Кавказа, и в более широком геополитическом аспекте построения большой «Анти-России» на постсоветском пространстве.
Москва в данном случае находится в более выгодном положении, чем Вашингтон. России не нужны вассалы в Закавказье. Чем более независимыми будут Грузия, Азербайджан и Армения, чем крепче будет их суверенитет, тем лучше для нас, так как это позволит создать прочный пояс сотрудничества и безопасности на Южном Кавказе и обеспечить стабильность на весьма важной для России транспортной коммуникации от Астрахани до иранского Бендер-Аббаса на побережье Персидского залива.
Разница в стратегических концепциях Москвы и Вашингтона на Южном Кавказе, как, впрочем, и повсеместно в мире, заключается в том, что цели политики США носят чётко выраженный антироссийский характер. Реализация же задач, которые ставит перед собой российская дипломатия, не имеет никакой антиамериканской направленности, а предполагает общее укрепление стабильности мировых геополитических тектонических плит с тем, чтобы не было больше потрясений, чреватых ущербом для международной безопасности в целом.