От партий-зомби – к партиям по интересам?
Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Даниил Ермилов считает, что сегодня существование политических партий в России нужно рассматривать как политический атавизм демократической надстройки над феодальной федерацией, а в будущем становление новой партийной системы будет происходить на уровне регионов по новым направлениям.
Ни для кого не секрет, что политические партии как инструмент представления интересов граждан умерли и больше напоминают столь популярных зомби. Плотно встроившись в вертикаль исполнительной власти, партии практически подчинились воле региональных кланов, потеряв собственную политическую самостоятельность. Все более-менее успешные проекты политических партий в регионах представляются как достижения конкретных чиновников. И не последнюю роль здесь сыграл так называемый закон о равном доступе к СМИ, поскольку одним много чего было сказать по существу, а другим совсем нечего, а эфир обязан быть сбалансированным и предоставлять равное количество времени. Вот и получилось, что проще было вещать о победах чиновников, а не политических партий.
Бесконечное навязывание федеральной повестки в регионы тоже не вызывает откликов на местах, особенно на фоне тотального поглощения федеральными корпорациями местных экономических ниш. Переход к нормальной партийной системе, с построением по отраслевому принципу, с введением зарекомендовавших себя инструментов партийной работы, тормозится с самого верха. Отраслевой принцип – это когда люди, объединенные одной проблемой или идеей, приходят в партию и добиваются решения этой самой проблемы. И не важно, металлурги это или экологи, молодые мамы или противники бездомных животных. Основная причина всех манипуляций с политическими партиями и выборами одна – удержание власти в формате феодального царства. И по этой же причине блокируется легализация профессии «политтехнолог», заводятся уголовные дела на профильных вице-губернаторов. Иначе следом потребуют легализовать «лоббизм», сделать более прозрачную экономику, справедливые суды, да и вообще может пойти речь об изменении правовой системы и, не дай Бог, введении персональной ответственности...
Поскольку система все больше углубляется в корпоративный феодализм, (и не только в России), то и политическое отчуждение возрастает, проявляясь во всевозможных протестах. По сути своей избиратель не имеет инструментов диалога с властью кроме выборов, и уж на них он отрывается в меру своего недовольства. При этом ни одна из существующих партий не способна удовлетворить запросы той или иной части общества. По причине схожести лозунгов и отсутствия реальной политической работы по отстаиванию своей программы и своих принципов. Избиратели наблюдают этот процесс уже два десятилетия и не видят никаких существенных изменений.
А, следовательно, обсуждаемый переход к 2-х или 2,5 партийной системе будет ничем иным, как очередным симулякром, и на местном уровне не приведет ни к каким последствиям. В настоящий момент существование политических партий в России нужно рассматривать как политический атавизм демократической надстройки над феодальной федерацией, сформировавшейся на основе некогда мощной империи. Будущее политических партий, а точнее, политических организаций, - новый формат будет лежать скорее в плоскости национально-религиозной идентичности, поскольку система не планирует воспроизводства демократической надстройки, а значит, сепарация по признаку "свой-чужой" будет производиться по иным критериям.
Наиболее вероятны два направления оформления политических организаций, не исключающие друг друга:
Первое направление - партии по интересам, организации, включающие в себя множество разрозненных групп с конкретными целями. В России существует множество разнообразных сообществ, которым нужны действенные инструменты взаимодействия с властью. Поскольку власть в принципе не может объять необъятное, то как раз подобная модель позволяет расширить аудиторию сторонников и вовлечь их в агитационную работу. Примером такого построения является ОНФ, в котором нет обязательного членства и взносов, сама структура гибче. Однако в данном примере существует ряд проблем, таких как финансирование, идеология, да и на плаву ОНФ держится только благодаря поддержке региональных управлений по внутренней политике.
Второе направление - партии, построенные по принципу этноконфессиональной идентификации. В настоящий момент мы наблюдаем экспансию представителей одной из мировых религий, из регионов компактного проживания – по всей стране. Для укрепления своих позиций национальные кланы с помощью профессиональных политтехнологов внедряют своих представителей в органы исполнительной и представительной, законодательной власти, выкупают через подставных, и реже напрямую, региональные отделения политических партий. Пока мы наблюдаем уникальное мирное сосуществование разных цивилизаций в одной политической системе, во многом благодаря русскому языку и общей истории. С обострением внешнеполитической обстановки произойдёт массовая миграция беженцев с Ближнего Востока и Средней Азии, для которых наши исторические традиции – пустой звук. Включатся цивилизационные защитные механизмы и политические партии начнут позиционировать свои религиозные идентичности.
И примеров тому уже существует масса. Например, в ХМАО-Югре национально-религиозными кланами производится методичная расстановка своих представителей в органы правопорядка и органы власти.
В Удмуртии присутствуют негласные квоты на выборах в Госдуму. В Якутии вообще управленческие посты тотально заняты националами. На Сахалине КМНС (коренные малые народы Севера - прим.ред.) при поддержке определенных сил прилагали усилия к созданию автономии в северной части острова, и т.д.
Национальное квотирование в условиях роста протестных настроений может выйти на передний план, а это - угроза регионального сепаратизма.
Надо отдавать себе отчет в том, что внешне партийная система может выглядеть как угодно – хоть 2-х, хоть 2,5-партийной. Страна у нас огромная, и в каждой территории будут свои интерпретации федеральной модели. Анализ показывает, что власть все меньше оправдывает ожидания граждан, и становление новой партийной системы будет происходить на уровне регионов внешне незаметно. Финансовые группы и отдельные граждане используют партии исключительно как тележку для выдвижения на выборах. Правило размещения яиц в разных корзинах никто не отменял.
При этом федеральный центр будет всеми силами стремиться сохранить партию власти как опору при любой системе, а все остальные партии автоматически будут заброшены в оставшуюся часть. Принцип разделения по уровням будет аналогичен набирающему популярность второму туру выборов.