В Севастополе дошли до дуэлей и казней
На днях СМИ облетела история о том, что депутат Законодательного собрания Севастополя Алексей Чалый предложил вице-губернатору Илье Пономареву и главе города Дмитрию Овсянникову казнить его на площади Нахимова. Вице-губернатор предложил другой выход - устроить медиадуэль в прямом эфире местного государственного телеканала с привлечением всех городских СМИ. Очередной причиной раздора между частью местного парламента и исполнительной властью Севастополя стал Матросский бульвар, который сейчас находится на реконструкции.
Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Константин Труфанов – о разворачивающемся в Севастополе конфликте между командами губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова и депутата Законодательного собрания Алексея Чалого.
Что происходит сегодня в Севастополе? Откуда такие кипящие страсти?
Пересказывать конфликт вокруг Матросского бульвара нет смысла, поскольку это всего лишь один из информационных поводов в длящемся последние годы конфликте между исполнительной и законодательной властью Севастополя. Лучше поговорим о причинах и о последствиях происходящего.
Противоречия между командой губернатора и Законодательным собранием, которое контролируют сторонники Алексея Михайловича Чалого, давние и глубинные. В частности, Законодательное собрание не проголосовало за губернаторские поправки в бюджет на следующий год и приняло его в не устраивающем правительство Севастополя виде. Поэтому первый заместитель губернатора Овсянникова Илья Пономарев, выступая недавно в Законодательном собрании, сказал, что на данный принятый проект бюджета на 2019 год губернатор будет накладывать вето. Потому что региональное правительство этот проект бюджета не устраивает.
И как бы к слову пришлась история про Матросский бульвар. Просто на следующий день выступил Чалый, абсолютно перевернув слова Пономарева. Ответным выстрелом стало обращение Ильи Пономарева в адрес Чалого, и 22 ноября в 18 часов они должны были встретиться лицом к лицу в студии телекананала для выяснения отношений. Пономарев приехал, а Чалый – нет. Поэтому в течение часа Пономарев один общался с ведущим телеканала, отвечал на вопросы, это видео можно посмотреть в интернете.
Сторонники Чалого ведь даже проводили митинг в его поддержку. Как он прошел?
Митинг состоялся 22 ноября, но несмотря на широкий охват жителей через социальные сети и мессенджеры, с призывами потребовать отставки губернатора и защитить Матросский бульвар, утром собралось не более 40 человек. Митинг как таковой не получился, сам Чалый на него не пришел.
Всю эту активность в соцсетях и проведенный митинг можно скорее расценивать как обозначение позиции сторонников Чалого накануне заседания Президиума Госсовета под председательством Владимира Путина, которое состоялось 23 ноября в Ялте. Губернатор Дмитрий Овсянников тоже был участником этого заседания. Поэтому Чалый, на мой взгляд, сознательно разжег очередной информационный конфликт в преддверии этого значимого мероприятия. Тем самым пытаясь намекнуть, что губернатор Овсянников не контролирует ситуацию в городе. Но, мне кажется, он абсолютно не ожидал такой активной ответной реакции, что чиновники и сторонники Овсянникова перейдут в атаку.
Почему же Чалый не ожидал такой реакции? Считал, что Овсянников не готов к противостоянию в информационном поле?
Дело в том, что Матросский бульвар действительно реконструирует Чалый на свои деньги. Правительство города в эти работы не вкладывается. И выступление Чалого основывалось на том, что, мол, я тут выполняю ваши функции, строю за свои деньги, а вы еще хотите меня критиковать, и дальше он стал развивать эту тему. Он считал, что после подобной аргументации никто не сможет возразить, сказать: "Алексей Михайлович, что-то вы какой-то ерундой занимаетесь".
Но команда Овсянникова перевернула ситуацию, оттолкнувшись от его «непарламентского» выступления и речевых оборотов Чалого, и припомнила ему в первую очередь не Матросский бульвар, а то, что он и контролируемые им депутаты саботируют бюджетный и законотворческий процессы. А на это у Алексея Чалого аргументов не нашлось. И если промониторить форумы в интернете и социальные сети Севастополя, то чаша весов однозначно качнулась в сторону противоположной стороны – в сторону Овсянникова и Пономарева.
Пожалуй, это первая имиджевая победа губернатора над своим оппонентом.
То есть до этого позиции Чалого казались более прочными?
Да, Чалый всегда очень аргументированно критиковал руководство Севастополя. А здесь оппоненты его переиграли чисто технологически. И именно на том поле, на котором он был всегда силен. Алексей Чалый этого явно не ожидал. Слабое место Чалого – в том, что он не может участвовать в дебатах, человек он по природе импульсивный, и его можно вывести из равновесия одним каким-то высказыванием. Поэтому он решил и не ходить на встречу.
Стоит учитывать еще, что в Севастополе электоральные особенности и особенности менталитета жителей серьезно отличаются от всей остальной России.
Такая ситуация характерна только для Севастополя, или для всего Крыма – когда люди столь эмоционально решают вопросы?
Ситуация в Крыму и Севастополе кардинально отличается. Хотя по менталитету нет разницы – это одни и те же жители. Но в структуре управления и в истории руководством этими регионами разница есть.
Напомню, что глава республики Крым Аксенов, во-первых, местный, во-вторых, он – глава республики с первого дня, как Крым вошел в состав России. А что касается Севастополя, Овсянников – уже третий руководитель, и при этом он не севастополец, он варяг, из Ижевска, и к этому есть определенное негативное отношение. Поэтому ситуация отличается. Аксенов действительно в Крыму царь и бог, он смог подавить внутреннюю оппозицию. А в Севастополе при наличии такого сильного игрока, как Чалый, и других определенных сил, конечно, Овсянникову приходится сложнее, чем Аксенову. И, кроме того, Овсянников, являясь классическим технократом, всего два года возглавляет регион.
Каков ваш прогноз по данному конфликту элит в Севастополе?
Мы видим первую пиар-победу команды Овсянникова над Чалым. Именно победу не самого губернатора, а его команды, потому что, насколько мне известно, Овсянникова сознательно вывели из участия в этом диалоге, чтобы не поднимать значимость Чалого.
Это первая победа, но как я считаю, далеко не последняя, потому что сейчас чувствуется, что есть все возможности для того, чтобы имиджевые позиции Чалого пошатнулись. Несмотря на неоднозначность его фигуры, он по-прежнему в тоже время остается наиболее узнаваемым и популярным политиком в Севастополе. Но с весны 2014 года он свой ресурс все-таки серьезно подрастерял. И еще одно поражение может завершить его политическую карьеру, переведя его в некий маргинализированный статус. Четыре года тому назад у Чалого с народной поддержкой действительно было все хорошо, и он действительно много делал и делает для города, исходя из чисто патриотических соображений, - за свои деньги ремонтирует объекты, исторические памятники и т.д. Однако получается, что он серьезно заигрался в политику и, по большому счету, со своей подконтрольной группой депутатов противопоставляет себя губернатору – человеку Президента, а такие вещи вообще-то не прощаются.
Для Чалого было бы идеально оставаться неким божеством над всем политическим тленом. Не играть в политику. У него было достаточно возможностей возглавить город, ему это предлагалось, но он никогда не выходит в первые ряды публичной активности, его роль – всегда быть в тени. И ему бы там и оставаться, если бы не его неосторожные высказывания.
И быть народным героем и народным любимцем?
Конечно. Если бы он даже ничего больше не делал, ему только за русскую весну были бы благодарны все. Но сейчас он растрачивает свой политический капитал на дрязги.
Что будет дальше? По моему прогнозу, это еще не конец войны и противостояний, это только первая победа Овсянникова. Чалый человек умный и обладает серьезными ресурсами, у него есть поддержка в Законодательном собрании, и естественно, сейчас он с утроенной энергией и горячим желанием будет готовиться к выборам в Законодательное собрание, которое состоится в сентябре 2019 года. Но это уже – совершенно другая история.
Очередной причиной раздора между частью местного парламента и исполнительной властью Севастополя стала реконструкция Матросского бульвара.