Выход из ДРСМД: США начинает новую гонку вооружений
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Артем Филиппов рассуждает о том, что стремление США выйти из Договора о РСМД представляется недальновидным.
В ходе саммита «Большой двадцатки» в Аргентине (30 ноября - 1 декабря) запланированы двусторонние переговоры президента России Владимира Путина и президента США Дональда Трампа. Согласно сообщениям, одной из обсуждаемых тем встречи лидеров двух стран станут предполагаемые изменения условий Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД). Напомним, что 20 октября президент Трамп заявил о намерении выйти из ДРСМД, 21 октября заявление Белого дома поддержал министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон. 19 ноября президент Путин подчеркнул, что Россия не оставит без ответа решение США выйти из договора.
Заявленное президентом Трампом намерение выйти из ДРСМД представляет собой угрозу как для американо-российских отношений, так и для перспективы контроля над гонкой вооружений. Договор о РСМД был подписан президентом Рональдом Рейганом и советским лидером Михаилом Горбачевым в 1987 году. Каждая из сторон согласилась ликвидировать свои ядерные и обычные наземные баллистические и крылатые ракеты с дальностью от 500 до 5500 км. До недавнего времени ДРСМД был довольно успешным соглашением, позволявшим эффективно контролировать сферу вооружений.
Допустим, что утверждения американской стороны о том, что принятие Россией на вооружение крылатых ракет нарушает пункты ДРСМД, имеют под собой основание. Именно этими оправданиями руководствуется администрация Трампа, когда говорит о намерении разорвать соглашение. Действительно, если, по мнению Вашингтона, Россия не собирается соблюдать пункты договора, почему США должны это делать? В свою очередь, Москва обвиняет США в размещении системы ПРО в Восточной Европе, которое было осуществлено абсолютно волюнтаристским образом и без каких-либо серьезных попыток обсудить это с Россией.
Проблема в том, что отказ от ДРСМД является наиболее экстремальным вариантом и лишает две сверхдержавы возможности дипломатического урегулирования вопроса. Вместо того чтобы пригласить Москву за стол переговоров, администрация Трампа дает России «зеленый свет» по наращиванию нашего потенциала в сфере создания тех типов ракет, которые подпадают под ДРСМД. Более того, односторонний отказ США от ДРСМД затруднит осуществление другого важнейшего договора в сфере контроля и ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), который истекает в 2021 году, если не будет продлен.
Администрация Дональда Трампа, и особенно советник по национальной безопасности Джон Болтон, пока не проявляют большого интереса к продлению СНВ-III, поэтому торпедирование ДРСМД американской стороной не сулит ничего хорошего для контроля над сферой вооружений в целом.
Еще одним аргументом американской стороны являются обвинения в адрес Китая, наращивающего испытания собственных крылатых и баллистических ракет и не связанного рамками ДРСМД. Сторонники выхода из соглашения заявляют, что соблюдение ДРСМД связывает США руки в их военном соперничестве с Китаем. Несмотря на повышение оперативных возможностей Вашингтона, вследствие развертывания США крылатых и баллистических ракет в Азиатско-Тихоокеанском регионе, это не окажет существенного влияния на баланс сил в противостоянии с Китаем. У китайцев больше военных баз в регионе, чем у американцев, и они всегда могут противодействовать военному развертыванию США наращиванием своих сил. Более того, нет никакой гарантии, что союзники США в Азии будут поддерживать развертывание ракет на своей территории. Япония уже предостерегла Вашингтон от расторжения ДРСМД. Японские союзники, безусловно, хотят поддерживать хорошие отношения с Вашингтоном, но они также хотят избежать антагонизма с Китаем.
Администрация Трампа решила начать новую гонку вооружений без уважительной на то причины, ведь дипломатические возможности договориться с Россией далеко не исчерпаны. ДРСМД – это зарекомендовавший себя способ воспрепятствовать гонке вооружений и поддержать отношения между Москвой и Вашингтоном на приемлемом уровне, и выход США из ДРСМД – недальновидный шаг, сопряженный с серьезными издержками.