Политолог, эксперт центра ПРИСП
28.11.2018

Игра в поддавки, или Какие партии отсеются в результате конкуренции?

 

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Арсений Беленький обсудил с директором по развитию Центра ПРИСП Александром Молвинских будущее партий, в том числе необходимость создания условий для конкурентной борьбы.

Александр Сергеевич, как бы Вы охарактеризовали текущую ситуацию в партийной сфере?

Борьба за полный контроль над политическим полем страны довела партийную систему до того, что все партии стали играть по установленным негласным правилам, «в поддавки»; вследствие этого ни одна партия не может представить актуальной повестки для избирателя. В силу сложившегося политического ландшафта страны от действий партий теперь мало что зависит. И все это понимают. Власть пытается максимально консолидировать все возможные рычаги управления, но контролировать такой сложный процесс фактически невозможно. Даже компьютеры часто ошибаются, а когда речь идет о живой системе - здесь ошибки следуют одна за другой, особенно с учетом ухудшения экономической ситуации. Мы имеем, по сути, однопартийную систему, когда в одной партии сосредоточены самые лучшие кадры страны, там лучшее финансирование и возможности занять лидирующие позиции как в политике, так и в бизнесе.

Для остальных партий это — борьба за выживание и надежда на то, что придет другое время. Всевозможные «дивиденды» при таком положении дел (финансирование и прочее) выглядят как подачки с той целью, чтобы существующие партии продолжали занимать свою «маленькую нишку» в политическом пространстве России. И я вижу самую главную проблему партийной системы — отсутствие конкуренции, которое, естественно, и породило все внутренние проблемы; из-за чего партии начали максимально деградировать.

Можно ли говорить о том, что вторые туры в ряде регионов оказались следствием в том числе отсутствия той самой конкуренции в политическом поле?

Итоги губернаторских выборов во Владимирской области, Приморском и Хабаровском краях и Республике Хакасия отчетливо показали кризис системы представительства в нашей стране. В то же время в ситуации, сложившейся вокруг сентябрьских выборов, сильно капитализировались КПРФ и ЛДПР. Вопрос заключается в том, хватит ли у них в настоящий момент сил и воли для развития, для толчка.

Результаты последних выборов можно назвать знаком конца общественного договора между государством и обществом, в соответствии с которым общество не занималось политикой и доверяло практически однопартийной системе страны, когда, начиная от губернатора и заканчивая местными главами, — все были членами «Единой России». И если общественный договор между властью, под которой я имею в виду основную партию страны, исполнительную власть, а также законодательные органы, — закончился, то, соответственно, возникнет огромная потребность в другой силе, или силах.

Это шанс для многих участников политического процесса — условия для развития политической системы идеальны. Нужно обязательно снижать давление на политическую систему, иначе это рухнет. Осуществляя тотальный контроль, накладывая дополнительные ограничения на политическую систему, проводя договорные выборы, власть сильно рискует, и это, с моей точки зрения, чревато серьезным ухудшением политической обстановки. Настало время для пересмотра текущего положения, чтобы у других политических сил было больше возможностей — это непреложный факт, и я думаю, что страна будет двигаться далее в этом направлении. Надеюсь, что те политические партии, которые смогли выжить в кризисной для них ситуации, смогут воспользоваться представившимися возможностями внешней среды. И мы все увидим их в новом свете.

Если говорить о судьбе «Единой России» с учетом ряда неудач на последних губернаторских выборах: что будет с партией, будет ли она трансформироваться или останется партией власти, какова её судьба?

После осенних губернаторских выборов, честно говоря, я не завидую партии «Единая Россия» и всем кандидатам, которые собираются выдвигаться от ЕР. Дело в том, что они отвыкли работать, отвыкли от конкуренции. Раньше залогом успеха было само выдвижение от этой партии: многие кандидаты считали, что достаточно просто зарегистрироваться от ЕР, и на этом победа достигнута. Но это время закончилось, по крайней мере, в этом осеннем цикле стало очевидно, в каком периоде мы находимся, и как можно корректировать свои действия участникам политического процесса. Партию ждет непростое время.

Какие институциональные изменения необходимы, чтобы придать немного другую значимость партийной системе? Может быть, создать условия для возникновения конкуренции? Возможно, необходимы изменения в законодательстве, в самой избирательной системе?

Мы приходим к тому, что будем вынуждены отдавать все то, что брали за последнее время. Вернется конкуренция, — а конкуренция — это основа не только экономики, но и политики, и основа развития, естественно, — мы получим более надежную систему. Если все сохранится так, как прежде, то это чревато другими последствиями.

Подчеркну, что доказанным фактором, который вызывает наибольшие социальные протесты, является повышение цен на продукты питания. Как только это произойдет, а политическая система окажется не готовой к сильным социальным протестам, то мы можем получить серьезный политический кризис, который будет очень тяжело всем пережить. Поэтому я против полуторапартийной системы, которая не предполагает конкуренции, — это имитация конкуренции. В условиях полуторапартийной системы у нас не будет реальных альтернатив, и существующие партии вряд ли будут в состоянии реагировать на новые вызовы, актуализируя свою повестку. Я за то, чтобы появлялись новые люди, чтобы у участников политического процесса было максимальное количество возможностей при минимальных ограничениях.

Еще стоит отметить, что мы наблюдаем понижение статуса депутатов всех уровней — если раньше это была величина, то теперь статус, например, муниципального депутата, заметно понизился. Это тоже один из факторов, который необходимо учесть для корректировки политического ландшафта страны.

Конкуренция сама отсеет слабых и даст возможность развиваться более сильным. А если более слабые потянутся к более сильным, то ничего страшного в этом нет — может, это кого-то усилит, может, кого-то ослабит, но я думаю, что государство должно найти в себе силы отпустить этот процесс и минимально его контролировать.

bez variantov

 
Партнеры
politgen-min-6 Игра в поддавки, или Какие партии отсеются в результате конкуренции?
banner-cik-min Игра в поддавки, или Какие партии отсеются в результате конкуренции?
banner-rfsv-min Игра в поддавки, или Какие партии отсеются в результате конкуренции?
expert-min-2 Игра в поддавки, или Какие партии отсеются в результате конкуренции?
partners 6
eac_NW-min Игра в поддавки, или Какие партии отсеются в результате конкуренции?
insomar-min-3 Игра в поддавки, или Какие партии отсеются в результате конкуренции?
indexlc-logo-min Игра в поддавки, или Какие партии отсеются в результате конкуренции?
rapc-banner Игра в поддавки, или Какие партии отсеются в результате конкуренции?