Совещание без ответов: московские власти проигнорировали Совет по правам человека
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о том, сколько неожиданностей и недосказанностей принесло совещание в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, посвященное теме строительства объекта по захоронению, утилизации и переработке твердых бытовых отходов «Экотехнопарк "Шиес"» в Архангельской области.
26 ноября 2018 года в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека состоялось очередное рабочее совещание. Центральной темой обсуждения стал вопрос о реализации проекта строительства объекта по захоронению, утилизации и переработке твердых бытовых отходов «Экотехнопарк "Шиес"». Его предлагают разместить на территории Архангельской области (вблизи пос. Шиес Ленского района).
На совещании обсуждался вопрос об оптимизации структуры проекта, в первую очередь – в части рисков потенциального нарушения экологических прав граждан и нанесения ущерба окружающей среде.
Тема совещания затрагивала сферу ответственности сразу нескольких федеральных ведомств и трех регионов, включая Москву. В состав заявленных участников вошли представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Общероссийского народного фронта, Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ, Федерального агентства водных ресурсов, Правительства Москвы и Администрации Архангельской области.
5 поводов для беспокойства
Вопрос о размещении отдельного полигона ТКО не случайно обсуждался на столь высоком уровне. Как чиновники, так и представители общественности не забыли волны «мусорных протестов» в Подмосковье и сопредельных регионах, порожденной просчетами и халатностью при решении вопроса о захоронении столичных отходов. Равным образом свежи в памяти протесты против размещения мусора из Москвы во Владимирской, Ярославской, Тульской, Калужской и Тверской областях.
Вполне естественно, что не прошли бесследно и летние протесты в Архангельской области. В августе митинг против планов захоронения московских отходов в регионе собрал 1,5 тыс. человек (причем мероприятие проходило в удаленном поселке Урдома, а не в областном центре). 25 ноября более 3 тыс. в Северодвинске вышли протестовать против нового мусорного полигона. 2 декабря в 15 населенных пунктах Архангельской области должна пройти согласованная акция «Единый день протеста против мусорной мафии». Еще в 8 городах и поселках мероприятие на данный момент проходит процедуру согласования. И потому решение о захоронении мусора из Москвы в лесах Архангельской области посчитали необходимым детально обсудить, взвесив все «за» и «против».
Внимание к планам создания «экотехнопарка» привлекла и масштабность замыслов их разработчиков. Столица ежегодно «производит» 7,9 млн. тонн твердых коммунальных отходов. Для сравнения, для одного Архангельска этот показатель составляет 143 тыс. тонн (1,8% от общей массы московского мусора), а для региона в целом – около 570 тыс. тонн (7,2% столичных отходов). На территории «экотехнопарка» планируют ежегодно проводить захоронение около 500 тыс. тонн ТКО из столицы.
Наконец, представители власти и общественники не могли проигнорировать многочисленные жалобы со стороны местных жителей. Люди сегодня решительно настроены защищать свою территорию. Выступая на Совете по правам человека, как в последней инстанции, поморы чувствовали себя униженными и оскорблёнными. Особенно горестно звучали слова представителя инициативной группы граждан «Чистая Урдома» из Архангельской области Светланы Бабенко: «Ввоз на территорию Архангельской области бытовых отходов из других регионов страны унижает человеческое достоинство жителей области. Одно дело завозить использованный картон для его переработки на целлюлозно-бумажном комбинате или черный лом на сталеплавильный завод, и совсем другое дело ввозить и закопать отходы жизнедеятельности человека. То есть то, что одному непотребно и от чего он хочет избавиться – закопать в доме другого. Само предложение подобной сделки унизительно и аморально».
На Совете были представлены и многочисленные письма активистов и журналистов, описывающие реальную ситуацию и призванные привлечь максимальное внимание к архангельской проблеме.
«Ситуация может привести к экологической катастрофе, мы неизбежно потеряем нашу северную природу. А ведь Архангельская область включена в Арктическую зону Российской Федерации», – пишет Татьяна Науменко.
Поступали сигналы, что «строительство [объекта] ведется со всеми мыслимыми и немыслимыми нарушениями законодательства РФ». Не было проведено слушаний и не получено согласие местных жителей. По словам активистов, инвесторы, привлеченные к созданию «экотехнопарка», так и не провели экологическую экспертизу. Имеются жалобы на то, что нарушается запрет на строительство полигонов такого типа на болотной местности: «Стройка идет на болотах и затрагивает широкий водоносный слой, охватывающий более 140 рек и ключей», – указывает в письме Надежда Мамутова.
Как утверждают местные общественники, за первые 3 месяца работ над будущим «экотехнопарком» вырублено 50 гектаров лесного фонда (всего планируется «очистить» несколько тыс. гектаров).
Из письма Ирины Вологиной: «За три месяца уже вырублено 50 гектаров лесного фонда, выкапываются котлованы, вода из которых откачивается в мелкие реки, впадающие в Вычегду, а далее в реку Северную Двину, завозится песок, предположительно незаконно добываемый в соседнем регионе – республике Коми». «Вместо вековой тайги, морошковых и клюквенных болот, чистых рек, в которые заходит на нерест семга, весь русский Север будет отравлен, завален горами смердящего московского мусора… Отходы нужно перерабатывать, а не топить в болоте!»
Разгораются конфликты на местах – уже сожжены два трактора – между жителями и строителями, которые работают без проекта, без какой-либо разрешительной документации, называя проводимые работы (в том числе и вырубку 50 гектаров леса) некой «подготовкой участков».
Усугубляет ситуацию и то, что, по словам активистов, местные власти угрожают им уголовным преследованием, параллельно обвиняя их в преследовании корыстных мотивов и стремлении «раскачать лодку» в регионе.
«В своем стремлении "инвестировать" 10,5 миллиардов рублей в могильник для миллионов тонн брикетированного мусора из столичного региона, не утруждаясь проведением хотя бы самой поверхностной экологической экспертизы, исполнительная власть региона не просто не считается с мнением населения, экологов, представителей местной власти. Она откровенно глумится над общественным мнением, законом, страхами и опасениями людей, она запугивает участников многочисленных митингов и пикетов уголовным преследованием, а политиков, общественных деятелей и журналистов, выступающих против этого произвола, обвиняет в неких корыстных целях, разжигании страстей и дестабилизации общественной жизни региона», - заявляют в совместном письме журналист и политический аналитик Григорий Дитятев и координатор комитета гражданских инициатив в Архангельской области Андрей Чураков.
Результатом становится как рост пропасти между гражданским обществом и властью, так и подрыв авторитета последней.
Как отмечает Председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной Палаты РФ Альбина Дударева, негативная реакция общественности во многом обусловлена тем, что работы по строительству полигона начали, не проработав проект и не обеспечив его должным информационным освещением. И экспертам, и активистам остается работать лишь с презентациями. В итоге повторяется история с печально известным полигоном ТБО «Малинки» в Новой Москве.
В любом случае, наблюдается четкий тренд: проблема из социальной начинает трансформироваться в политическую. Такую мысль первым озвучил на совете сенатор из республики Коми Шатохин Дмитрий Александрович, член Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представитель от исполнительного органа Государственной власти Республики Коми. Критика идеи размещения «экотехнопарка» перерастает в выпады в адрес региональных властей. В дальнейшем развитие событий может поднять со дна политической жизни даже мутную взвесь регионального сепаратизма. Все чаще в произошедшем пытаются обвинить не власти столицы, а самих москвичей. Эту идею охотно поддерживают сторонники того, что жители региона являются отдельным народом – поморами. Пока еще их можно отнести к политическим маргиналам, но благодаря повышению пенсионного возраста, периодически звучащим на федеральном уровне инициативам об отмене «северных льгот» и планам захоронения в Архангельской области столичного мусора у «поморов» возникает определенное «окно возможностей».
Совещание, полное сюрпризов
Ход совещания достаточно быстро отклонился от согласованной повестки. Причиной тому стало полное отсутствие представителей Правительства Москвы.
Присутствующие выразили недоумение по этому поводу. Ведь обсуждаемое решение касается не только вопросов работы столичного ЖКХ, но и жителей тех районов Москвы, в которых планируется создание 3-х экокластеров (сортировочно-упаковочных узлов), на которых предполагается организовать брикетирование мусора, предназначенного для архангельского «экотехнопарка». Один из них – уже всем известный по новостным лентам «Производственный погрузочно-разгрузочный Кластер» на территории Люберецких очистных сооружений АО «Мосводоканал» «Некрасовка», где отходы будут сортировать, измельчать, а затем прессовать и герметично упаковывать в пленку. Ещё один такой же пункт располагается недалеко от Павелецкого вокзала – в районе Замоскворечье, и третий - мусорно-перевалочный кластер «Бойня» на Скотопрогонной улице, 1А, Таганский округ Москвы.
На совещании Дмитрий Шувалов, депутат Совета депутатов муниципального округа Некрасовка города Москвы, член инициативной группы жителей «Совесть Некрасовки», продемонстрировал участникам совещания фотографии уже практически достроенных объектов.
При этом люди, живущие вдоль данных территорий, не понимают, что там строится. В открытых источниках нигде нет никакой информации. Абсолютно случайно обнаружив, что возводится какой-то объект, заинтересовавшись, жители начали расследование.
Дмитрий Шувалов также обозначил проблемы, связанные со строительством экокластеров: «По факту сегодня происходит разжигание межрегиональной вражды между москвичами с одной стороны и архангелогородцами с другой. Создается отсталая система по обращению с твёрдыми бытовыми отходами, наносится ущерб окружающей среде Москвы и регионов. Значительная часть денежных средств г. Москвы расходуется нецелесообразно».
Глава муниципального округа Таганский города Москвы Илья Свиридов, принимавший непосредственное участие в попытке прояснить ситуацию, рассказал, как люди с полицией зашли на уже построенные объекты, откуда их прогнали (эти объекты, со слов прораба, возводит Департамент капремонта Москвы). Люди в недоумении, 800 предполагаемых мусоровозов при загруженном таганском транспортном узле - это катастрофа для жителей района. Недостоверная и противоречивая информация об этих объектах взволновала людей, потому они и пришли в Совет по правам человека со своей бедой.
Впрочем, косвенно представители городских властей все же присутствовали на совещании. От их лица смело мог говорить исполнительный директор компании-инвестора «Технопарк» (зарегистрирована в июле 2018 г., уставной капитал – 100 тыс. рублей) – Олег Панкратов. Учредителем этой фирмы является АО «Москапремонт» (подконтрольный столичной мэрии). Панкратов также является генеральным директором ООО «ПрофЗемРесурс». Последняя кампания также связана со столичными властями – одним из ее учредителей является АО «Мосводканал» (на долю которого приходятся 90% уставного капитала фирмы).
Вторым поводом для изумления стало выступление сотрудника Министерства природы РФ. Было заявлено, что соответствующий проект к ним еще не поступал. И прокомментировать его представители ведомства могут лишь после того, как документ поступит на государственную экологическую экспертизу. На фоне многочисленных свидетельств того, что работы по оборудованию полигона ведутся уже несколько месяцев, эти слова вызвали закономерный вопрос: что думают по этому поводу правоохранители?
К сожалению, внятного ответа на него так и не прозвучало. Представитель прокуратуры пояснил, что участок земли, на котором ведутся работы, передан инвестору в субаренду от РЖД. Следовательно, вопрос находится в компетенции его коллег из Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, однако ими никаких проверок не проводилось. В итоге представитель прокуратуры лишь мог посоветовать активистам обратиться в суд.
На этом поводы для изумления не закончились.
Евгений Фоменко, заместитель председателя Правительства Архангельской области сообщил, что в Шиесе будет строиться мусоросжигательный завод, а не полигон. А Олег Панкратов со своей стороны заявил, что в Москве будет осуществляться сортировка и дробление мусора, а в Шиесе – лишь его размещение и переработка пластиков. После выступления Олега Панкратова ему был задан вопрос: будет ли сжигаться мусор, доставляемый на полигон? И тот ответил «может быть», пояснив, что технология утилизации позволяет в любое время сжечь брикеты для выработки тепла или электроэнергии. Это заявление закономерно шокировало экспертов, т.к. речь шла о деградировавшем мусоре. Такие ответы дают основание полагать, что технологическая схема не доработана, что пока не существует определенного набора технических решений. Ответа на вопрос «Как именно будет утилизироваться мусор?» на Совете не последовало ни от властей, ни от инвестора. Это позволяет предположить, что на сегодняшний день речь идет о строительстве простого полигона ТКО, а не экотехнопарка.
В итоге дискуссия оставила у экспертов горькое послевкусие: возникло впечатление, что реализацией проекта занимаются люди, не имеющие опыта работы в отрасли, а при составлении тарифов не учитывается опыт специалистов-практиков. Ведь с инвесторами будут рассчитываться москвичи. Зачем мусор везти на 1384 км? Ведь половину его можно, отсортировав автоматами, отправить на предприятия вторичной переработки, которые остро нуждаются в сырье. Или это замысел РЖД – «вези дальше–получишь больше»?
Научно обоснованный подход VS 10 миллиардов
В ходе заседания все настаивали на том, что решение о размещении полигона должно быть научно обоснованным.
Основной проблемой, с точки зрения Общественной палаты РФ, является то, что при строительстве полигонов подбираются неподходящие участки либо с не той санитарно-защитной зоной, либо не с той гео-подосновой, или не учитывается роза ветров. Альбина Дударева донесла до общественности позицию Виктора Осипова, научного руководителя Института геоэкологии им. Е.М.Сергеева РАН, озвученную им еще ранее на форуме «Сообщество» в ноябре этого года, о необходимости научно-обоснованного подхода и создании методики по размещению полигонов.
Со стороны Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН уже поступило письмо в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с обоснованием необходимости разработать «Методические основы регионального планирования размещения твёрдых коммунальных отходов (ТКО) на территории субъектов РФ» и «Методику оценки геоэкологического риска».
Целями данных проектов является минимизация ущербов окружающей природной среде и повышение качества и продолжительности жизни населения, проживающего на территориях, прилегающих к полигонам утилизации ТКО, а также оценка экономических и социальных последствий изменения состояния элементов окружающей среды (воздуха, воды, грунтов, почв) в результате воздействия техногенных факторов.
Реализация этих предложений позволила бы в том числе решить одну из главных проблем при создании инфраструктуры захоронения и утилизации мусора – непрозрачность этого процесса. «Сегодняшняя ситуация приводит к тому, что эксплуатация полигонов позволяет получать сверх прибыли для владельцев, потому что зачастую идет незаконное размещение как по качеству, так и по количеству, и эта непрозрачность сегодня пугает людей, – отмечает Альбина Дударева. – Надо рассмотреть вопрос о переводе услуги по размещению отходов из коммерческой в государственную».
Олег Панкратов ограничился изложением доводов, которые уже были озвучены ранее. Властям Архангельской области обещают вливание более 10 млрд. рублей инвестиций в течение ближайших 3 лет. Правительство Москвы также обещает вложить деньги в развитие социальной и транспортной инфраструктуры Ленского района. Столичные чиновники обещают также помочь архангельским коллегам с ликвидацией незаконных свалок (а их в регионе насчитывается 312). На решение этой проблемы из Москвы обещают выделить 1,5 млрд. рублей. Полигон, по расчетам инвестора, должен создать 500 рабочих мест со средней зарплатой от 44 тыс. рублей. Областной бюджет также должны пополнить поступления от работы «экотехнопарка»: за 6 лет он, как обещают, обеспечит поступление в казну 912 млн. рублей дополнительных налогов.
Висевший в воздухе вопрос о том, сколько будет стоить ликвидация экологических последствий непродуманного размещения полигона, остался без ответа. Как, впрочем, и вопрос о том, за счет каких ресурсов будут привлечены деньги на возведение объекта, трансферты в бюджет Архангельской области и т.д.
Эпилог, ставший прологом
По итогам совещания не прозвучало четкого ответа ни по одному из поставленных вопросов. В результате глава СПЧ Сергей Федотов предложил во второй половине декабря еще раз вернуться к данной теме. На следующее совещание руководство Совета намерено «настоятельно пригласить» одного из заместителей Мэра Москвы и представителей профильных департаментов столичного правительства. Представители СПЧ твердо намерены выяснить, что же строится в Москве, и что ускоренными темпами возводят в Шиесе. «Совет берет ситуацию под свой постоянной контроль, и намерен активно участвовать в решении проблемы», - заявил глава СПЧ.