О помощи участникам СВО, правах человека и гуманизации правосудия: Точенов встретился с Президентом РФ
Президент России в режиме видеоконференции провел ежегодное заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека.
В своем выступлении президент Центра ПРИСП, ответственный секретарь Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Точенов рассказал Владимиру Путину о работе Совета и выполнении поручений.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
В начале 2021 года Вашим Указом были внесены изменения в Положение о Совете, конкретизированы направления нашей деятельности. В соответствии с этим в Совете созданы постоянные комиссии, которые охватывают весь перечень прав и свобод, закрепленных в Конституции России, и была усилена субъектность этих комиссий. Но по наиболее важным и острым проблемам в Совете создаются рабочие группы, они действуют до достижения результата либо выполнения решаемых задач.
В настоящее время действуют несколько рабочих групп, в том числе рабочая группа по вопросам защиты прав граждан в условиях специальной военной операции, это рабочая группа здравоохранения и народосбережения, рабочая группа по вопросам образования, рабочая группа по мониторингу избирательных прав граждан.
Возглавляют эти рабочие группы, соответственно, Юлия Александровна Белехова, Ольга Юрьевна Демичева, Екатерина Вячеславовна Сморода. Это те вопросы, о которых Вы в своём выступлении в начале сказали: образование, СВО. Это острые вопросы, и мы держим их в рабочих группах, что называется, в ручном режиме.
На встрече с Советом в 2019 году, Владимир Владимирович, Вы обратили внимание на то, что Совет должен активно сотрудничать с Общественной палатой России, федеральными и региональными уполномоченными по правам человека, по правам ребёнка. Безусловно, такая работа Советом ведётся и с Татьяной Николаевной Москальковой, и с Марией Алексеевной Львовой-Беловой, с их аппаратами.
Но также по согласованию с ними налажена горизонтальная связь с региональными уполномоченными и общественными палатами регионов. Эту работу, соответственно, у нас ведут, координируют члены Совета – уполномоченные по правам человека в Свердловской области Татьяна Георгиевна Мерзлякова, уполномоченный по правам ребёнка в Ульяновской области – член Совета Екатерина Вячеславовна Сморода, председатель Общественной палаты Сахалинской области Владимир Юрьевич Иконников.
Вот один пример в связи с этим. В ходе проведения частичной мобилизации возникло много вопросов в регионах, поступали обращения и к нам в Совет, хотя Совет по положению не должен заниматься с обращениями, и мы, естественно, это делаем. Но благодаря координации нашей деятельности со стороны Татьяны Георгиевны Мерзляковой и организованного взаимодействия с региональными уполномоченными по правам человека эффективность решения возникающих у граждан вопросов значительно выросла просто. Эти горизонтальные связи мы наладили.
В текущей повседневной деятельности постоянная комиссия рабочей группы Совета по результатам проработки тех или иных тем готовит запросы и предложения в министерства и ведомства. В целом можно отметить, что ответы на наши обращения носят деловой и рабочий характер, однако порой хотелось бы более оперативной и содержательной реакции чиновников, особенно сейчас, когда обстановка требует от нас всех собранности и общей работы на победу.
Но, пожалуй, самой эффективной и результативной формой нашей деятельности является работа с Вашими поручениями по итогам таких встреч, как сегодняшняя. В общем-то, впрочем, и сами эти встречи дают положительный эффект даже без поручений, иногда реакция чиновников проявляется уже в ходе нашего заседания или по его итогам, как было в прошлом году, буквально реально прямо сразу же.
Владимир Владимирович, после выхода Ваших поручений мы проводим заседание Совета и берем на свой контроль каждое поручение вне зависимости, есть ли там, указан ответственным Совет либо председатель Совета. Любое поручение Ваше мы берем на контроль, таким образом, осуществляем общественный контроль, а лучший контроль обеспечивается через участие в проектировании, в выработке, реализации решений. И там, где в поручениях не определено наше участие, мы стараемся войти в соответствующие рабочие группы и постоянно контактировать с исполнителями. В свою очередь и Контрольное управление Администрации Президента взаимодействует с Советом по ходу выполнения поручений, то есть двухсторонний контроль мы все равно осуществляем.
Приведу несколько результатов такой деятельности, и сразу хочу поблагодарить Вас за эти поручения. Думаю, что и по итогам сегодняшней нашей встречи будет много содержательной работы.
Специальная военная операция
Донбасс и Новороссия. Создание фонда «Защитники Отечества», о котором Вы сегодня упомянули, развернувший уже свою работу во всех субъектах Федерации. Была в том числе и реакция на целый ряд докладов членов Совета по теме СВО. Помимо этого по итогам поручения Правительству, Минобороны, Минздраву, властям регионов был принят целый ряд мер, нацеленных на помощь участникам СВО, а также жителям новых российских регионов.
Вот только несколько из сделанного. Обеспечение медицинскими средствами, перевязочными материалами бойцов и объектов здравоохранения. Утверждение правил компенсационных выплат за утраченное или повреждённое жильё, причём как на новых территориях, так и в других приграничных регионах. Возвращены с военной службы так необходимые в гражданских госпиталях протезисты и врачи-ортопеды. Ещё многое другое было сделано, причём быстро и оперативно.
Вопрос социальной справедливости. Одна из наиболее острых социальных тем – это кратно увеличивающееся число случаев мошенничества со счетами граждан в банках. Совет докладывал, было дано поручение. Во исполнение его Центробанк разработал законопроект, который поддерживает предложенную Советом методологию. Законопроект сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе, то есть в работе.
Установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение награждённых тремя орденами Мужества.
Вопросы свободы слова
Вместе с Союзом журналистов России и полпредами Президента были разработаны рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации прав журналистов. Конкретная работа была по разным федеральным округам проведена.
Гуманизация правосудия
Тема необходимости криминализации понятия «пытка» была проработана Советом, и во исполнение соответствующего решения Президента был принят Федеральный закон, вносящий в Уголовный кодекс понятие «пытка» и усиливающий ответственность за совершение представителем власти соответствующих действий.
Продолжается работа по теме затягивания расследований уголовных дел о превышении сроков содержания подозреваемых в СИЗО. Здесь решения ещё нет, но проблема, которую поднял Совет, признана актуальной Генпрокуратурой, поручение остаётся на исполнении.
Также Совет обратил внимание на целый ряд резонансных случаев о пределах допустимой самообороны, когда дух и буква закона могли расходиться. Закон требовал наказать оборонявшихся, но чувство социальной справедливости было на их стороне. Пленум Верховного Суда России принял постановление, в котором дал исчерпывающие разъяснения судам по правоприменению в этой сфере. Медленно, но правоприменительная и судебная система перестраивается, хотя «палочные учёты» всё ещё работают в негатив, к сожалению.
Цифровизация
По итогам выполнения поручения в 2021 году были приняты изменения в законодательстве, установлены новые жесткие требования в регулировании деятельности зарубежных цифровых компаний, которые позволяли себе блокировать контент российских производителей – лидеров общественного мнения, при этом распространять и навязывать деструктивную повестку. Опыт показал, что этот подход был правильным, так как после начала СВО, к примеру, площадки Meta* – это платформы Facebook, Instagram – начали вовсю использоваться для пропаганды против России и, как результат, были объявлены нежелательными и заблокированы.
По предложению Совета разрабатывается концепция обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в цифровом пространстве. На основе этих разработок Правительство планирует принять так называемый цифровой кодекс.
Некоммерческие организации и институты гражданского общества
Ранее банки при решении вопроса о выдаче кредитов применяли к НКО те же требования, что и к коммерческим организациям, несмотря на очевидно разную правовую природу и цели этих структур. После поручения Центробанк подготовил и разослал в банки методические рекомендации со специальными критериями оценки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Необходимо отметить, что подход контролирующих и иных органов к НКО, к некоммерческим [организациям] как к коммерческим именно остро проявился в период пандемии. Но нужно отдать должное Правительству, оно оперативно реагировало на наши предложения, которые поступали в рабочем порядке.
В соответствии с поручением совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности некоммерческих организаций при Минюсте сейчас создана межведомственная рабочая группа, в которой работают члены Совета и члены Общественной палаты Российской Федерации. Не все еще сделано, но уже есть реальные результаты этой работы. Кроме того, в конце ноября, буквально на днях, Госдумой в первом чтении принят закон об учредителях НКО.
Вопросы образования
Совет реагировал на резонансные случаи насилия в учреждениях образования и выступил с конкретными предложениями. Разработаны и внедрены специализированные программы и модули для педагогических и медицинских вузов, направленные на раннее выявление предпосылок девиантного поведения у детей и подростков.
По итогам поручения главы государства Минпросвещения учло в календарном плане воспитательной работы День освобождения Красной армией крупнейшего лагеря смерти Освенцима, он же День [памяти жертв] Холокоста, и также День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
Экология
После того как была поднята тема управления особо охраняемыми природными территориями, Правительством проведён анализ, который подтвердил наличие проблем в механизме распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти. Это сказывается, к примеру, на эффективности системы охраны этих территорий от пожаров и многом другом. Признана необходимость корректировки федерального законодательства. Будем продолжать эту работу.
Также я хотел отметить, что мы работаем по теме закона об охране озера Байкал.Но на эту тему и Валерий Александрович Фадеев выступил, и Вы говорили.Это, Владимир Владимирович, лишь небольшой перечень, маленькая толика того, как работает Совет: что делалось, что делается по выполнению Ваших поручений и в ходе текущей работы, – но это серьезная польза для граждан и для страны. Полагаю, что сегодняшняя встреча не будет исключением. Коллеги по Совету приготовили предложения по разным направлениям развития гражданского общества и защиты прав граждан.
Также надеюсь, что сегодня государственные и муниципальные служащие также начнут реагировать на наши предложения, не дожидаясь выхода Ваших поручений.
Материал олностью на: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72905
Видео выступления президента Центра ПРИСП, ответственного секретаря Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александра Точенова на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным можно посмотреть по ссылке.