В новый год – с грузом старых проблем: электоральные итоги 2018-го
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев подводит политические итоги уходящего года, ключевые проблемы, которые переходят в год 2019.
Организация и регламентация выборов: вопросы, оставшиеся без ответа
С точки зрения организации выборов ключевым событием года можно назвать второй тур выборов губернатора Приморья в сентябре. Впервые за долгое время были зафиксированы столь масштабные нарушения на выборах регионального уровня. Это серьезно ударило по легитимности электорального процесса. С одной стороны, была подорвана вера избирателя в возможность организации «чистых» выборов. С другой стороны, организаторы фальсификаций так и не были выявлены и привлечены к ответственности. Что закономерно поставило под вопрос наличие у государства возможностей или желания наказать преступников. Даже глава ЦИК Элла Памфилова обвинила правоохранителей Приморья в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей. Как результат, тень сомнения ложится на итоги последующих выборов, в которых победу одержит «провластный» кандидат. Исход повторных выборов губернатора Приморья 16 декабря показал, что в крае проведена серьезная «работа над ошибками». Однако нет гарантий того, что электоральная машина не начнет давать сбои в другом регионе. Необходимо системное решение, которое предотвратит повторение «сентябрьского сценария».
Порожденные приморскими событиями проблемы, впрочем, не стоит абсолютизировать. Их очевидная значимость не перечеркивает того, что в новый год мы переходим с грузом давно наболевших, нерешенных проблем. Муниципальный фильтр так и не привел к активизации работы партий на уровне местного самоуправления. В то же время он служит постоянным поводом для критики со стороны оппозиции. Было озвучено немало вариантов его смягчения. Например, предлагалось снизить число подписей хотя бы до 3% или автоматически допускать до выборов кандидатов, чьи однопартийцы собрали достаточное число мандатов на муниципальных выборах. Однако ни одна из этих инициатив так и не была реализована.
Актуальной остается и задача унификации законодательства, регулирующего выборы разных уровней. Не решены и многие проблемы, связанные с организацией общественного наблюдения на выборах. В частности, в большинстве регионов еще слабо налажена система горизонтальных связей между избирательными комиссиями и общественными организациями. Также сравнительно низкой остается степень развития сети общественных палат во многих регионах.
Поводом для дискуссии остается содержание норм, регламентирующих размер избирательных фондов. Формы предвыборной агитации в законодательстве все так же нуждаются в конкретизации. Нормы, ограничивающие агитацию, отличаются как излишней жесткостью, так и изобилием пробелов. В итоге возникает множество «обходных путей». Первым шагом к решению этой проблемы могло бы обобщение правоприменительной практики. Однако эта высота до сих пор остается непокоренной.
Реальный эффект «реальных дел»
На выборах 2018 г. большинство кандидатов «от власти» использовало давно освоенную и хорошо зарекомендовавшую себя тактику «реальных дел». Однако в целом ряде случаев она себя не оправдала. Эту технологию использовали Вячеслав Шпорт, Светлана Орлова, Светлана Орлова и Андрей Тарасенко, однако в итоге они проиграли схватку за кресло губернатора. Пожалуй, наиболее ярким примером провала тактики «реальных дел» служат результаты выборов в Хакасии. Ни для кого ни секрет, что врио губернатора Михаил Развожаев заочно выступал в качестве соперника кандидата-коммуниста Валентина Коновалова. Развожаев открыто заявлял о намерении участвовать в февральских выборах в случае провала Коновалова в ноябре. Врио главы республики обеспечил Хакасии «денежный дождь» в виде кредита Минфина РФ. Стараниями Развожаева были разблокированы счета муниципалитетов, реанимирована сфера ЖКХ, завершены подготовка к отопительному сезону и сбор урожая. Он лично ездил по республике, управляя запуском «проблемных» котельных и ремонтом дорог. Однако в итоге местные избиратели все равно отдали предпочтение Коновалову.
Опыт 2018 г. указывает на два фактора, благодаря которым начала «пробуксовывать» тактика «реальных дел». Во-первых, региональные выборы начали превращаться в «референдум доверия» политике федеральных властей. Причиной этого послужило в первую очередь решение Кремля повысить пенсионный возраст вопреки мнению большинства россиян. Во-вторых, постоянное использование этой технологии выработало у населения своеобразный иммунитет. Сколь бы не были наивны люди в стране, пережившей три реинкарнации АО «МММ», они не могут игнорировать практический опыт. В последние годы щедрость губернаторов в период предвыборной кампании слишком часто сменялась политикой «затягивания поясов» в период после голосования.
«Единая Россия»: партия для человека или человек для партии?
Уходящий год был достаточно сложным для «партии власти». ЕДГ-2018 вскрыл немало проблем, которые единоросам необходимо решить уже в ближайшей перспективе.
Пенсионная реформа нанесла сокрушительный удар по партийному бренду единоросов. В ходе голосования по спискам во Владимирской и Иркутской областях, Хакасии и Забайкальском крае «партия власти» набрала менее 30%, в Ивановской, Архангельской, Смоленской, Ярославской и Ульяновской областях – менее 40% голосов. Удержать позиции в большинстве региональных заксобраний «Единая Россия» смогла лишь за счет побед кандидатов-одномандатников. Последние, в большинстве своем – местные политики и бизнесмены, обладающие авторитетом на своих территориях и, зачастую, имеющие связи на федеральном уровне. Их влияние также обеспечило «партии власти» контроль над «командными позициями» даже в заксобраниях регионов, где единоросы утратили большинство. В Хакасии, Иркутской и Ульяновской областях «Единой России» досталось от 38% до 47% мандатов в региональных заксобраниях. И в то же время ее представители занимают от 50% до 69% руководящих должностей в парламентах этих регионов. Особенно показателен в данном отношении пример Иркутской области. «Единая Россия» контролирует здесь 38% мест в заксобрании. И в то же время спикером «красного» парламента области является единорос Сергей Сокол. 2 из 3 заместителей председателя заксобрания являются его однопартийцами. Члены «Единой России» возглавляют 5 из 8 комитетов.
В сложившейся ситуации лидеры региональных отделений зачастую меньше заинтересованы в поддержке партии, чем «Единая Россия» - в их собственных ресурсах.
Само по себе это не служит поводом для беспокойства. Однако в 2019 г. партия должна запустить систему мониторинга эффективности работы партийных депутатов на региональном и муниципальном уровне. Более того, планируется создать механизм оценки работы региональных отделений. В перспективе это может привести к серьезным трениям как между региональными и федеральными структурами партии, так и внутри отделений «на местах».
Нет и однозначного понимания того, как партийная элита в регионах воспримет расширение сферы действия программ, призванных обеспечить приток «новой крови». Так, число регионов, в которых будет действовать проект «Политстартап», вырастет с 24 до 30. Также на 2 – 3 месяца будут увеличены сроки проведения проекта.