Двуглавый враг
По данным ФОМ, рейтинг "Единой России" на конец декабря составил 33%, что является самым низким показателем с III квартала 2007 года. По данным ВЦИОМ, рейтинг партии застыл на минимальной отметке – 35,6%. Рейтинг Владимира Путина с июля 2018 года колеблется вокруг отметки 46-48% (ФОМ).
Социолог-аналитик, эксперт Центра ПРИСП Дарья Шмидт на основе последних данных социсследований и упавшего рейтинга власти рассуждает о причинах, которые способствуют консервации имиджа государства как злейшего врага гражданина.
Тревожна жизнь среднестатистического россиянина: со всех сторон окружён он врагами. С запада направлены ядерные ракеты, с востока вот-вот оттяпают лакомые острова, да и один из младших братьев вдруг стал злейшим врагом и так и норовит какую-нибудь пакость устроить.
Запугивание собственных граждан перманентными внешними угрозами направлено на решение вполне очевидных задач: отвлечь внимание от внутриполитической ситуации и укрепить привязанность к государству. Успешность решения данных задач, впрочем, можно поставить под сомнение.
Смещения акцентов с внутренней на внешнюю политику, имевшего место после "Крымской весны", уже не наблюдается. Фактор присоединения Крыма давно исчерпал себя, и его нельзя назвать повесткоформирующим. Уже через год после включения полуострова в состав России участники фокус-групп стали демонстрировать настойчивый запрос к Президенту и Правительству на обращение к социально-экономической повестке, однако ни один из шагов власти на внутриполитической арене по эмоциональной силе так и не смог сравниться с присоединением Крыма, из-за чего у избирателей свормировалось твёрдое убеждение в "отсутствии внимания власти к нуждам простого народа".
Что касается решения второй задачи – повышения патриотического духа – то и в данном направлении можно констатировать отсутствие серьёзных успехов. Всплеск патриотизма после "Крымской весны" сменился сначала обидой за невнимание к собственным гражданам, а затем и гневным раздражение против пенсионной реформы.
Негатив по отношению к власти только усилился благодаря принятию ряда других "антинародных" мер (повышение НДС, введение налога на самозанятых, усиление внимания к банковским переводам между физлицами), и к настоящему моменту в общественном сознании сложился довольно устойчивый образ врага в лице собственного государства. Свидетельство чему – стабилизация рейтингов Владимира Путина и "Единой России" на наиболее низкой с конца 2007 года отметке, а также запрос на отставку Правительства (По данным "Левада-центра" большинство россиян (57%) полагают, что действующее правительство неспособно решить проблемы, связанные с ростом цен и падением доходов населения. 53% выступают за отставку и 40% –против).
Укреплению негативного имиджа власти способствует отсутствие грамотной информационной подготовки накануне принятия законопроектов, в результате чего в общественном сознании складывается устойчивое мнение относительно несправедливости и экономической нецелесообразности нововведений.
Показательным примером является закон о самозанятых: подавляющее большинство респондентов, особенно в провинции, считают, что закон "будет отбирать последние копейки у бабулек, торгующих собранными в лесу ягодами".
Подобное восприятие законодательных инициатив нивелирует все достижения от проведения патриотических мероприятий наподобие "Бессмертного полка" и способствует консервации имиджа государства как злейшего врага гражданина. Внешнеполитическими достижениями подобный имидж исправить невозможно, здесь требуется кропотливая ежедневная информационная работа с населением, которая усложняется такими факторами как перенасыщенность информпространства (как контентом, так и каналами коммуникации), а также снижение доверия к входящей информации со стороны населения.