Есть ли полицейский расизм в США
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев размышляет, насколько справедливы обвинения в расизме в адрес американских полицейских и заслужена ли такая репутация.
Проявления расизма со стороны полиции – излюбленная тема для американских СМИ и массовой культуры. Как минимум, со времен лос-анджелеского восстания 1992 г. и процесса над О. Дж. Симпсоном тема «копов»-расистов не перестает будоражить общественность в США. Ее поднимают фактически в каждом случае, когда заходит речь о применении уголовного закона в отношении афроамериканцев. Эта тенденция зачастую принимает абсурдные (на первый взгляд) масштабы, но от того не становится менее животрепещущей.
Примером тому может служить недавний скандал в «Старбакс». Когда двое чернокожих жителей Филадельфии, Рашон Нельсон и Донт Робинсон, зашли в одну из кофеен фирмы, ничто не предвещало проблем. Двое молодых людей заняли один из столиков и начали беседовать. Когда их попросили сделать заказ, они ответили отказом. Покинуть заведение гости также отказались, заявив, что ждут друга. В итоге администрация заведения вызвала полицейских, которые арестовали «смутьянов».
Результатом этого стал шквал обвинений в расизме в адрес местной полиции и сети «Старбакс». С арестованных ожидаемо сняли все обвинения. Руководство «Старбакс» официально извинилось за произошедшее и компенсировало Нельсону и Робинсону понесенный урон. Более того, сеть на несколько часов закрыла все принадлежащие компании в США кофейни, чтобы провести инструктаж сотрудников на тему «расовых предубеждений».
Департамент полиции Филадельфии внес изменения в регламент работы сотрудников. У «стражей порядка» появилось право не реагировать на жалобы о незаконном проникновении на частную территорию в случае, если собственник или уполномоченное им лицо «пытаются злоупотребить полномочиями полиции».
Истории такого рода закономерно вызывают сомнения в обоснованности обвинений в расизме со стороны полиции. И внимательный анализ резонансных случаев нарушения закона «стражами порядка» их только подтверждает.
«Белый расизм» в исполнении «цветных» полицейских
В июле 2017 г. против двух детективов департамента полиции Нью-Йорка были выдвинуты обвинения в групповом изнасиловании задержанной. Однако состав обвиняемых был «интернациональным»: один из них был темнокожим.
В мае 2018 г. в городе Меса (штат Аризона) четверо полицейских жестоко избили при задержании афроамериканца по имени Роберт Джонсон. Однако можно ли считать это проявлением расизма, если один из участников избиения принадлежал к той же расе, что и его жертва?
В октябре 2018 г. трое полицейских из Флориды были признаны виновными в фабрикации уголовных дел. Стремясь повысить раскрываемость, они отправили за решетку нескольких человек – чернокожих и латиноамериканцев. «Копов» также признали виновными в чрезмерном применении физической силы (в ряде случаев на арестованных одевали наручники, за чем следовало избиение). Эту историю можно было бы посчитать подтверждением расизма со стороны полиции, если бы не одно «но». Двое из трех осужденных – «латиносы», Гильермо Равело и Рауль Фернандес. При этом Фернадес был приговорен лишь к году тюремного заключения, т.к. дал показания на своего бывшего шефа – начальника полиции Раймундо Атесиано. Именно последний дал офицерам приказ фабриковать уголовные дела.
Почти одновременно в штате Мэриленд полицеский Райан Маклин был обвинен в изнасиловании женщины, машину которой он остановил для осмотра. Обвиняемый – афроамериканец, поэтому найти в этом деле расизм (по крайней мере, «белую» его разновидность) весьма сложно. Разве что предположив, что жертва – сторонница «белого превосходства», которая попыталась опорочить черного офицера.
Полицейский «беспредел» в США вполне реален. Работа «парней в синем» не так редко напоминает скорее «Тренировочный день», нежели «Полицейскую академию». Однако противозаконные действия «стражей порядка» чаще всего не имеют расистской подоплеки. Чернокожие и «латиносы» часто становятся жертвами полицейского произвола, но их «палачи» принадлежат к тем же этническим группам.
Равенство в равнодушии
Отсутствие «приверженности расизму» у большинства американских полицейских прекрасно иллюстрирует следующий эпизод. В сентябре 2017 г. темнокожий житель Нью-Йорка Барри Уэллс был арестован местной полицией. Ему были предъявлены обвинения в нападении на свою белую жену Тони. Казалось бы, после этого полицейские-расисты должны были быстро отправить Уэллса за решетку (либо неформально «побеседовать» с ним). Однако обвиняемый был освобожден под залог, что дало ему возможность завершить начатое. В декабре в полицию поступил звонок от соседа Уэллсов. Он сообщил, что из их квартиры раздаются женские крики: «Помогите, он убьет меня». Однако двое патрульных посчитали, что это не стоит того, чтобы остановится и выйти из машины. Полиция прибыла в дом Уэллсов лишь после второго звонка от соседа. Только затем, чтобы найти труп Тони Уэллс со следами удушения.
Парень в костюме VS чернокожего бомжа
То, что афро- и латиноамериканцы чаще страдают от действий полиции, объясняется иными причинами. Суть избирательного подхода правоохранителей наглядно раскрывает инструктаж сержанта Грегга Льюиса, который он провел перед своими коллегами из полиции Портленда. Льюис разъяснял местным «копам», как они должны обращаться с нетрезвыми гражданами. Сержант пояснил, что задержание «перебравшего парня в костюме и галстуке» обернется для полицейского судебным разбирательством. Если же перед «стражем порядка» окажется чернокожий бездомный, то полицейский может смело надевать на него наручники. Это замечание Льюис сопроводил едким замечанием, что бездомного афроамериканца можно даже смело расстреливать: это не создаст проблем для департамента.
Чернокожие и «латиносы» чаще становятся жертвами полицейского произвола не из-за расизма. Просто они – более удобная жертва для коррумпированных «стражей порядка». Случаи, когда черная или латиноамериканская община «встает стеной» после гибели своего члена (как это было в Фергюсоне и Балтиморе), единичны. Чаще всего «цветной» бедняк остается один на один с «системой». У него нет денег на хорошего адвоката. Проблема заключается не в самом цвете кожи. А в том, что он ассоциируется с бедностью и беззащитностью.