Доктор политических, наук, профессор Государственного университета управления, эксперт ПРИСП
13.08.2024

Париж-2024: олимпийское послесловие

 

Доктор политических, наук, профессор Государственного университета управления, эксперт ПРИСП Виктор Титов – о будущем глобальных спортивных форумов и позициях России в мировом спорте.

Итак, олимпийские игры 2024 года в Париже подошли к концу. Завершилась очередная «олимпийская сказка», среди действующих лиц которой были не только трансгендеры, но и обычные люди. И о самих играх, и о царящих на них логистических проблемах, и о нервозной реакции некоторой части российской общественности на открытие олимпиады написано уже много. Я не принадлежу к числу злостных критиков парижской олимпиады – тех самых, которым не понравилось ровным счетом всё (от церемонии открытия до еды в олимпийской деревне). Но всё же выскажу свое осторожное мнение о том, что религиозные чувства других людей необходимо уважать. Я прекрасно понимаю желание оргкомитета парижской олимпиады, особенно в рамках церемонии открытия, ярко и, отчасти, вызывающе презентовать собственную культуру и свои фундаментальные ценности. Однако, ярко демонстрируя свой взгляд на мир, свою собственную культурную и ментальную идентичность, желательно всё-таки не оскорблять десятки миллионов людей, которые верят и мыслят иначе, чем западно-европейские «селебрити».

И, тем не менее, игры состоялись и завершились. А дальше что?
А дальше, как известно, зимняя олимпиада-2026 в Милане, где России с вероятностью 99,9% не будет. А затем у нас по графику Лос-Анжелес-2028. Где, как вы понимаете, нас не ждут «от слова совсем». Так же, как нас, уже много заранее, не ждут ни на зимней олимпиаде 2030 года во французских Альпах, ни в австралийском Брисбене в 2032 году. В общем, спортсменов из России, как и саму Россию, не ждут нигде – ни на одном спортивном «мегасобытии» ближайших лет. Хотя конечно, до начала 2030-х еще есть время, и что-то может измениться в лучшую сторону – хотя бы частично.

Но в целом положение наше, наше перспективы в глобальном спорте, мягко говоря, не очень хороши. За последние десять лет в двух ведущих мировых спортивных организациях – международном олимпийском комитете (МОК) и Международной федерации футбола (ФИФА) – произошли тектонические изменения. Закулисные политические игры, сдобренные «допингом» и коррупционными скандалами, привели к тому, что мировым спортом сегодня рулят не «друзья России», вроде покойного Рогге и Блаттера, а другие люди. Не менее коррумпированные и куда более политически ангажированные. И, кстати, что симптоматично, куда более авторитарные люди.

Мне возразят, что коррупция и умение играть в сложные политические игры – эти два качества, которые всегда, еще со времен Пьера де Кубертена, были «визитной карточкой» и МОК, и ФИФА. Безусловно, я с этим соглашусь. Отмечу только, что и Блаттер, и Рогге, какие бы они закулисные манипуляции там не осуществляли, могли более искусно балансировать в пространстве политической конъюнктуры. И, кстати, географический баланс при определении мест проведения олимпиад и футбольных кубков мира они худо-бедно тоже старались выдерживать.

А теперь, после зимней олимпиады в Италии в 2026 году и летней в Лос-Анжелесе в 2028, нам предстоит снова вернуться во Францию в 2030-м, потом Австралия-2032, а потом, в 2034-м… снова США, Солт-Лейк-Сити. Вроде бы как, уже предрешена судьба олимпиады-2038, ее примет Швейцария. Правда, есть интрига вокруг летних олимпийских игр 2036 года. Основные кулуарные претенденты – в очередной раз Стамбул, Ахмадабад, Доха и, вроде бы, Варшава.

Поговаривают, что Томас Бах, идя по стопам ФИФА, очень бы хотел отдать эти игры Катару. А вот зачем это всё, собственно, нужно Польше – можно только догадываться. Очевидно, чтобы показать, что она тоже «держава», хотя бы, спортивная. Думаю, у поляков, если они подготовят приличную заявку, будет вполне себе реальный шанс получить игры-2036, особенно, с учетом сегодняшней политической конъюнктуры. И не важно, что косвенно платить за такую «олимпийскую сказку» в этом случае будет весь Евросоюз. Хотя, конечно, у Катара и у поляков уже есть более чем сильный конкурент – индийский Ахмадабад, почти родной город премьера Моди. Поэтому, учитывая нынешние геополитические расклады, де-факто «великодержавный» экономический и политический статус Индии в современном мире, шансы Ахмадабада заполучить олимпийские игры выглядят не менее значительными, чем у его потенциальных конкурентов.

И еще один штрих, свидетельствующий об авторитарности и коррупционности нынешних руководителей глобального спорта: как известно, в Олимпийской хартии присутствует правило, не позволяющее одному человеку занимать пост Президента МОК более двух сроков. Второй срок Томаса Баха истекает в 2025 году, и сейчас он активно манипулирует мнением спортивной общественности, продолжая искать лазейки для того, чтобы остаться на третий срок. Джанни Инфантино, если что, год назад переизбрался на третий президентский срок в ФИФА. Разумеется, выборы были «демократическими», то есть, на безальтернативной основе.

А теперь самое главное и вопиющее: именно в пору «царствований» Баха и Инфантино МОК и ФИФА почти синхронно отменили выборы олимпийских столиц и стран-хозяек кубков мира по футболу. Вот, например, Сочи был выбран столицей зимних олимпийских игр 2014 года в жесткой конкурентной борьбе, по итогам альтернативного, в два тура, голосования 97 представителей различных национальных федераций. Также национальные федерации – в ходе конгресса ФИФА – определили страны, которые примут футбольный кубок мира 2026 года. Будущие же олимпийские столицы – Брисбен, Солт-Лейк-Сити и «французские Альпы» – были де-факто определены исполкомом МОК без всяких там конгрессов, в процессе «заинтересованного диалога» и «включенного диалога». То есть, явились плодом исключительно неконкурентных и кулуарных «договорняков» – результатом теневых междусобойчиков и коррупционных схем вперемешку с господствующей ныне западно-ориентированной политической «повесткой».

Поэтому, не стоит так уж сильно удивляться, если вскоре распределение мест проведения олимпиад (под прикрытием лозунгов об экономии средств и защиты климата) пойдет, что называется, по второму кругу. И мы увидим, например, летнюю олимпиаду-2040 в Лондоне, а олимпиаду-2044 – снова в Токио или Париже.

А где здесь Россия? А что Россия. Нам остается только одно – ждать. А потом поэтапно возвращаться на международные спортивные форумы, хотя, разумеется, нам там никто рад особенно не будет – ни во «французских Альпах», ни в Австралии, ни, тем более, в нашем любимом (и печально памятном по 2002 году) Солт-Лейк-Сити. Ну а затем, по прошествии десяти-пятнадцати лет, можно робко попытаться восстановить статус России как мировой спортивной державы. И начать вновь всерьез претендовать на проведение спортивных «мегасобытий» мирового масштаба. Но все эти наши притязания станут, очевидно, актуальными в лишь далеком будущем, где-нибудь во второй половине ХХI века.

 futbol myach

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Париж-2024: олимпийское послесловие
banner-cik-min Париж-2024: олимпийское послесловие
banner-rfsv-min Париж-2024: олимпийское послесловие
expert-min-2 Париж-2024: олимпийское послесловие
partners 6
eac_NW-min Париж-2024: олимпийское послесловие
insomar-min-3 Париж-2024: олимпийское послесловие
indexlc-logo-min Париж-2024: олимпийское послесловие
rapc-banner Париж-2024: олимпийское послесловие