Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП
16.03.2019

ВЦИОМ и стабильно высокие риски

 

Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев продолжает следить за социологическими исследованиями о российской власти, на этот раз анализирует новые данные ВЦИОМ, дающие представление о степени прочности российской политической системы.

Рейтинги, планирующие над бездной

15 марта ВЦИОМ опубликовал обновленные данные относительно доверия политикам, одобрения работы государственных институтов и электоральных рейтингов партий.

Зафиксированные показатели слабо отличаются от результатов опроса,проведенного в начале 2019 года.

Уровень одобрения деятельности президента России достиг отметки в 64,5% (против 62,1% в начале января). Это можно было бы назвать поводом для оптимизма со стороны власти. Но, во-первых, речь идет о колебаниях в пределах погрешности. Во-вторых, в конце декабря уровень одобрения главы государства также составлял 64,6%. Более того, с конца июня и по декабрь данный показатель менялся в коридоре от 63,2% до 65,2%. Он все также далек от уровня середины мая (81,5%).

Аналогичным образом складывается ситуация с уровнем одобрения председателя правительства и самого кабинета министров. Работу Дмитрия Медведева позитивно оценивают 36,2% респондентов, деятельность правительства – 39,4% опрошенных. Сколь-либо ощутимой динамики по сравнению с показателями прошлых месяцев не обнаруживается.

Индекс одобрения работы премьер-министра по-прежнему ниже, чем у возглавляемого им правительства (– 12,1 против –8,6). В то же время можно наблюдать высокую корреляцию между показателями одобрения премьера и кабинета министров. Это позволяет нам предположить, что респонденты не отделяют правительство от его председателя.

Таким образом, объяснить разницу в оценках Медведева и собственно кабмина нельзя объяснить лишь воздействием системы представлений о «плохом царе» и «боярах»-середняках. Вероятно, для значительной части респондентов характерна высокая степень усталости от фигуры премьера. Кроме того, он не сумел полностью избавиться от «токсичного» наследия своих публичных выступлений. (Достаточно вспомнить про скандал, последовавший за его высказыванием о зарплатах учителей в 2016 году на форуме «Территория смыслов»).

Показатели доверия к политикам не претерпели существенных изменений. После обрушения в мае-июне показателей доверия к «флагманам» российской политики, таким как Владимир Путин, Сергей Шойгу и Сергей Лавров, ситуация стабилизировались, и дальнейшие колебания проходили в пределах погрешности (хотя и привели к обновлению исторических антирекордов). Все также тревожно низким (– 15 пунктов) остается индекс доверия к Дмитрию Медведеву. Показатели недоверия к премьеру сопоставимы с сомнениями в адрес Владимира Жириновского.

Электоральный рейтинг «Единой России» незначительно снизился (до 34,6%). Показатели прочих партий также не демонстрируют ощутимой динамики. В целом ситуация слабо отличается от положения вещей на момент проведения последнего единого дня голосования.

Скрытая угроза

На основании этих данных можно было бы сделать вывод о снижении рисков для политической системы. Рейтинги первых лиц государства вернулись к показателям середины 2000-х годов. На первый взгляд, в этом нет ничего страшного: 10 лет назад нынешнее политическое руководство вполне успешно справлялось со своими задачами. С этим можно было бы согласиться, если бы не ряд особых обстоятельств.

В середине 2000-х российская экономика переживала период длительного роста. Отсутствовала система западных санкций против ключевых отраслей экономики. Большая часть совершеннолетних граждан имела личный опыт выживания в условиях «шоковой терапии» и дефолта. У этих людей были иные потребности, запросы и представления о «нормальности».

Уровень проникновения Интернета и, в первую очередь, социальных сетей был качественно более низким. Процесс оптимизации социальной инфраструктуры еще только начинался. Не шло речи о кризисе государственного долга регионов.

Кроме того, следует учесть возрастающую роль таких факторов нагнетания недовольства, как формальное выполнение «майских указов»изменение пенсионной системыэкологическая проблематика, рост имущественного неравенства и сбои в работе социальных лифтов.

На фоне этого вполне очевидна необходимость продуманных и системных реформ в области политики и экономики. И времени на раскачку действительно нет.

Vysokie riski

 
Партнеры
politgen-min-6 ВЦИОМ и стабильно высокие риски
banner-cik-min ВЦИОМ и стабильно высокие риски
banner-rfsv-min ВЦИОМ и стабильно высокие риски
expert-min-2 ВЦИОМ и стабильно высокие риски
partners 6
eac_NW-min ВЦИОМ и стабильно высокие риски
insomar-min-3 ВЦИОМ и стабильно высокие риски
indexlc-logo-min ВЦИОМ и стабильно высокие риски
rapc-banner ВЦИОМ и стабильно высокие риски