15 предвыборных
Главы регионов накануне выборов 2017 г.: прочность позиций и уровень угроз. Авторский обзор политолога, эксперта Центра ПРИСП Николая Пономарева.
Наступающий 2017 год связан с ожиданием значительных перемен в политической системе России. В значительной степени это касается состава губернаторского корпуса. Близость выборов президента ставит под вопрос политическое (по крайней мере, именно губернаторское) будущее многих глав регионов. Вопрос о перспективах действующих руководителей субъектов федерации актуализирует и рост числа резонансных уголовных дел в отношении представителей регионального руководства. Их фигурантами стали уже 3 бывших губернатора и более 50 высокопоставленных чиновников из 37 субъектов федерации.
Наибольший интерес вызывает положение глав регионов, которым в 2017 г. предстоят очередные выборы. В 2017 г. выборы глав регионов должны пройти, как минимум, в 15 субъектах федерации. Из них лишь в Адыгее руководителя республики будут избирать депутаты регионального парламента. Именно на их примере наиболее четко и быстро проявятся планы и подходы Кремля в сфере региональной политики.
Точка опоры – рейтинги губернаторов
Чтобы не смешивать политологию с астрологией, оценю "прочность" позиций глав регионов, обобщив уже опубликованные рейтинги губернаторов. На момент подготовки материла были доступны декабрьские выпуски 3 рейтингов: эффективности (ведется Фондом развития гражданского общества, 14-й выпуск), выживаемости (составлен Фондом "Петербургская политика" и Коммуникационным холдингом "Минченко Консалтинг", 16-й выпуск) и медийной активности (компания "Медиалогия", последние актуальные данные - за ноябрь 2016 г.). На сопоставлении соответствующих показателей и будет построена оценка положения губернаторов тех регионов, в которых в 2017 г. пройдут выборы главы субъекта.
Положение и.о. губернаторов
В 4 случаях - в Севастополе, Ярославской, Калининградской и Кировской областях - роль основного кандидата на выборах сыграют исполняющие обязанности губернаторов. С них и начну. Кстати, в рейтинг эффективности ФоРГО эта четверка не включалась.
Севастополь: Дмитрий Овсянников
Непопулярность предшественника сама по себе обеспечила Овсянникову первичный положительный имидж ("хуже некуда"). Нормализация отношений с Алексеем Чалым и наличие связей в российской бизнес-элите позволяют говорить о прочности позиций Овсянникова. В то же время, очевидны проблемы, связанные, например, с отсутствием достаточного бэкграунда в публичной политике и пока, очевидно, поверхностными, не личными представлениями о противоречиях в местном истеблишменте, протестном потенциале населения.
Социально-экономическая конъюнктура города также благоприятствует укреплению позиций Овсянникова. По данным Минфина РФ, несмотря на солидный дефицит (46% от объема доходов), бюджет города совершенно не обременен долгами. По данным Росстата, индекс промышленного производства за январь - октябрь 2016 г. вырос на 25% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Объем инвестиций в местную экономику за первые 10 месяцев текущего года увеличился на более чем 20% (по сравнению с показателями за январь - октябрь 2015 г.). Строительство выросло на 79%, розничный товарооборот - на 20%. На этом фоне незначительная убыль населения города (0,9 человек на 1 тыс. жителей) не может серьезно отразиться на положении врио губернатора.
В сложившейся ситуации достаточно высокий уровень внимание СМИ к фигуре Овсянникова (28 место в медиарейтинге) выгоден и.о. губернатора с точки зрения укрепления позитивного имиджа.
Калининградская область: Антон Алиханов
Федеральный центр заинтересован в стабилизации политической ситуации и будет готов простить новому и.о. губернатора отдельные просчеты - считают эксперты. В то же время Алиханов не успел еще выстроить отношения с местными элитами, что на фоне отсутствия необходимого управленческого опыта и нехватки поддержки со стороны электората ослабляет его позиции.
Благоприятная социально-экономическая конъюнктура, впрочем, нивелирует связанные с этим риски. Дефицит бюджета области составил всего 1,84% от уровня его доходов, а размер долга - всего 15,97%. Индекс промышленного производства вырос на 2% по сравнению с показателями за аналогичный период предшествующего года, а объем инвестиций в местную экономику сократился лишь на 4,1%. Масштабы строительства выросли на 1,8%, розничный товарооборот сократился только на 3,1%, население региона несколько увеличилось (0,1 человек на 1 тыс. жителей).
Относительное благополучие региона пока не дает федеральному центру поводов усомниться в управленческих качествах Алиханова (по крайней мере, публично), и в то же время снижает протестный потенциал. На этом фоне и высокая частота упоминаний о в масс-медиа (14 позиция в соответствующем рейтинге) способствует укреплению положения.
Ярославская область: Дмитрий Миронов
Серьезно укрепить свое положение сумел и.о. главы Ярославской области Дмитрий Миронов. В момент назначения показатель "выживаемости" оценивался в соответствующем рейтинге на уровне, близком к неудовлетворительному. Однако за счет эксплуатации репутации чиновника федерального уровня, а также благодаря решительным (пусть и не всегда последовательным) кадровым перестановкам Миронов смог значительно улучшить положение - по мнению экспертов. Из 5 потенциально возможных баллов он набрал 4. Благодаря этому многие из имеющихся проблем (отсутствие налаженной системы коммуникации с элитами и традиции политконкуренции в регионе) во многом утратили свою остроту.
Впрочем, закрепление достигнутых результатов ставит под сомнение неоднозначная социально-экономическая ситуации в области. Дефицит бюджета региона остается низким (1,38% от объема доходов), однако размер долга достиг уже 63,9%. Индекс промышленного производства демонстрирует положительную динамику, за январь - октябрь 2016 г. увеличившись на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Уровень инвестиций вырос на 0,4%, объемы строительства - на 8,5%. Но в то же время розничный товарооборот сократился на 5,7%. Имела место и убыль населения (3,5 человек на 1 тыс. жителей).
Пример Миронова показывает, что высокая медиа-активность не во всех случаях приводит к негативным последствиям даже при наличии проблем в социально-экономической сфере. По данным за ноябрь 2016 г., и.о. главы Ярославской области занимал 26 место в соответствующем рейтинге.
Кировская область: Игорь Васильев
Положение сменившего Никиту Белых на посту губернатора Кировской области Игоря Васильева также рассматривается как достаточно прочное (его оценили на 4 балла из 5). Используя авторитет, накопленный за время работы на федеральном уровне, новый глава региона укрепил свое положение за счет активного сотрудничества с правоохранительными органами. Однако и.о. губернатора еще не успел выстроить полноценную систему связей с областными элитами, которые опасаются дальнейшего развертывания кампании по борьбе с коррупцией и потому не вполне доверяют Васильеву.
Ложка дегтя – резонансное уголовное дело в отношении одного из членов правительства региона. В сентябре 2016 г. был обвинен в хищении и.о. министра развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области Павел Ануфриев. В этих условиях разработка антикоррупционной повестки легко может обернуться против самого главы области.
Состояние экономики и социальной сферы региона заметно осложняет решение задач, стоящих перед Васильевым. Дефицит бюджета Кировской области равен 7,26% от уровня доходов, размер долга - 63%. Индекс промышленного производства за январь - октябрь текущего года увеличился на 2,3%, однако поток инвестиций сократился на 6,3%, масштабы строительства - на 1,2%, розничный товарооборот - на 5%, население сократилось (2,1 человек на 1 тыс. жителей). Очевидным негативным контекстом, вероятно, объясняется и очень средняя медиа-активность Васильева (46 место в рейтинге).
В итоге можно заключить, что все исполняющие обязанности глав регионов обладают достаточно прочным положением. В то же время их объединяет наличие однотипных вызовов, связанных с отсутствием налаженных контактов с местными элитами и необходимостью нарастить электоральный рейтинг. Социально-экономическая ситуация в Севастополе и Калининградской области благоприятствует дальнейшему укреплению позиций возглавляющих их чиновников. Но этот же фактор потенциально способен негативно отразиться на положении руководителей Ярославской и, в особенности, Кировской областей.
Позиции действующих губернаторов
Из 11 действующих губернаторов почти половину составляют политики, уже длительный срок стоящие во главе своих. Евгений Савченко управляет Белгородской областью в течение 24 лет, Аслан Тхакушинов руководит Адыгеей уже 10 лет, Вячеслав Наговицын (Бурятия) и Сергей Митин (Новгород) занимают кресла губернаторов 9 лет, глава Рязанской области Олег Ковалев - 8. Остальные находятся на своей должности 4 года. Нельзя сказать, что фактор времени пребывания на посту однозначно дает главам регионов какие-либо преимущества или, наоборот, делает их положение уязвимым. Все зависит от конкретной ситуации, авторитета губернатора среди элит и широких кругов населения, наличия коррупционных скандалов, экономической ситуации, а также возраста и состояния здоровья главы региона.
Белгородская область: Евгений Савченко
С точки зрения авторов рейтингов, наибольшей прочностью отличаются позиции главы Белгородской области Евгения Савченко. Среди губернаторов, которым в 2017 г. предстоят выборы, он единственный обладает сверхвысоким уровнем эффективности (более 75 баллов). При этом показатель его выживаемости оценивается как хороший (4 балла из 5). За более чем 2 десятилетия на посту губернатора Савченко заработал авторитет грамотного управленца и сумел выстроить схему жесткого, но эффективного управления регионом. События последних лет позволили ему обрести дополнительный политический ресурс: глава области смог с выгодой для себя использовать положение области как региона, пограничного с Украиной, и начало процесса импортозамещения в сельском хозяйстве.
Явные риски, связанные с усталостью элит и электората от многолетнего пребывания Савченко на посту губернатора, отсутствуют. Однако существует возможность того, что эта угроза станет реальной в случае начала серьезного кризиса экономической и политической систем. Эксперты подчеркивают, что в последний раз Савченко сталкивался с подобными вызовами 17 лет назад. Напомним, в 1999 г. губернатору пришлось ограничить вывоз продовольственного зерна из региона, столкнуться с жестоким "бензиновым кризисом" и противостоять в суде Владимиру Жириновскому, оспаривавшему итоги выборов главы региона.
Социально-политическая ситуация в регионе стала основным фактором, приведшим к некоторому ослаблению позиций Савченко (в рейтинге выживаемости он получил 4 балла вместо привычных 5). Размер долга регионального бюджета составляет более 65% от общего объема доходов, а его дефицит достигает 7,36%. Индекс промышленного производства за рассматриваемый период вырос на 3,8%. Объем инвестиций сохранился на прежнем уровне, но объемы строительства сократились почти на 15%. Розничный товарооборот вырос на 2,3%, наблюдалась убыль населения (2,8 человек на 1 тыс. жителей).
Низкий медиарейтинг политика (77 место) косвенным образом свидетельствует об уверенности в собственных позициях и отсутствии амбиций на федеральном уровне.
Саратовская область: Валерий Радаев
Согласно рейтингу эффективности, высокую (более 55 баллов) результативность продемонстрировал губернатор Саратовской области Валерий Радаев. Достижения политика были оценены на 74 балла. Однако авторы рейтинга выживаемости глав регионов оценили положение саратовского губернатора как неудовлетворительное ("2+" из 5 возможных баллов).
Положение Радаева укрепляет тесная взаимосвязь с политиками федерального уровня и отсутствие негативного информационного фона вокруг региона. В то же время против саратовского губернатора работают дефицит харизмы и инициативности. Последнее одновременно и повышает его уязвимость для атак политических оппонентов, и снижает ценность главы Саратовской области для партнеров.
Подрывает позиции губернатора и неблагоприятная социально-экономическая конъюнктура. Дефицит бюджета области равен 0%, но размер его долга уже превысил 73%. Индекс промышленного производства увеличился на 2,2%, но параллельно объем инвестиций в экономику региона упал на более чем 8%. Масштабы строительства сократились на 21,7%, а розничного товарооборота – на 5,3%. В то же время наблюдалась убыль населения на 2,9%. Ситуацию осложняет высокое внимание к фигуре Радаева со стороны СМИ: в федеральном медиарейтинге глав регионов он занимает 16 место.
Томская область: Сергей Жвачкин
Эффективность работы губернатора Томской области заслужила высокую оценку со стороны составителей соответствующего рейтинга: Сергей Жвачкин получил 61 балл. В то же время авторы рейтинга выживаемости глав регионов охарактеризовали его положение лишь как удовлетворительное (3 балла из 5).
В числе заслуг губернатора эксперты отмечают снижение уровня социально-политической активности в регионе. Кроме того, укреплению позиций Жвачкина способствует наличие связей с одной из крупных нефтегазовых корпораций. В то же время губернатор не смог добиться проведения досрочных выборов, что, как отмечают авторы рейтинга выживаемости, с учетом близкого срока окончания его полномочий будет рассматриваться как признак слабости.
Динамика социально-экономического развития региона находится на удовлетворительном уровне, за исключением размера долга (46,48% от объема доходов бюджета). Показатель дефицита средств достиг отметки в 6,49%, индекс промышленного производства упал всего на 0,5%, приток инвестиций сократился на 7%. Одновременно масштабы строительства выросли почти на 11%. Розничный товарооборот уменьшился на 1,3%, а прирост населения составил, 1,8 человек на 1 тыс. жителей. Впрочем, не вполне ясно, будут ли достижения губернатора в области стабилизации социальной сферы и экономики области иметь приоритетное значение в глазах представителей федерального руководства.
Положение Жвачкина в рейтинге "Медиалогии" не указывает на наличие каких-либо рисков или преимуществ (глава Томской области находится на 39 позиции).
Новгородская область: Сергей Митин
Эффективность работы главы Новгородской области Сергея Митина разработчики соответствующего рейтинга оценили весьма высоко – на 59 баллов. Однако политологи, оценивающие выживаемость губернаторов, охарактеризовали его положение лишь как близкое к неудовлетворительному (3 –).
Сергей Митин известен среди экспертов своим умением продвигать результаты своей работы при общении с представителями Кремля. Влияние новгородского губернатора подкрепляет также наличие развитой сети неформальных связей с федеральными элитами. Но в то же время его позиции серьезно ослабляют затянувшийся конфликт с мэром Новгорода Юрием Бобрышевым и уголовные дела, возбужденные в отношении лиц из ближайшего окружения Митина. В частности, в марте 2016 г. за хищение средств из бюджета был осужден первый вице-губернатор Арнольд Шалмуев. В августе суд также вынес обвинительный приговор по делу, возбужденному в отношении вице-губернатора Виктора Нечаева по обвинению в покушении на мошенничество.
Социально-экономическая ситуация в области в целом способствует укреплению положения главы региона. Несмотря на наличие долга в размере более чем 55% от доходов регионального бюджета, дефицит последнего равен 0%. Индекс промышленного производства увеличился на 3,8%, объем инвестиций - на 19,5%, масштабы строительства - на 15,2%. Рост этих показателей компенсирует как снижение розничного товарооборота на 3,9%, так и убыль населения в размере 5,6 человек на 1 тыс. жителей.
Однако положительный эффект от успехов в области социально-экономического развития во многом сглаживает череда скандалов, растиражированных не только традиционными СМИ, но и социальными медиа. На повышенное внимание журналистов к главе региона (занимающего 13 позицию в рейтинге присутствия губернаторов в информационном пространстве) накладывается целая череда негативных инфоповодов. Аресты представителей окружения главы области, "война петиций" в декабре 2015 г., публикация в апреле нынешнего года видеозаписи общения губернатора с погорельцами из Малой Вишеры, попытки добиться отставки Бобрышева, наконец, недавние заявления Митина о развязанной против него в соцсетях информационной войне - вот далеко не полный список таких эпизодов. В результате вокруг региона формируется негативный информационный фон, что может сказаться на восприятии фигуры губернатора в Кремле.
Республика Адыгея: Аслан Тхакушинов
Рейтинг ФоРГО относит Тхакушинова к числу высокоэффективных губернаторов (57 баллов). Показатель его политической выживаемости, впрочем, был зафиксирован лишь на удовлетворительном уровне.
Эксперты отмечают, что Тхакушинову удается поддерживать стабильность в республике на приемлемом для региона уровне. Это повышает его значимость в глазах федерального руководства. Переход к выборам губернатора депутатами республиканского парламента по сути позволяет ему работать, не учитывая электоральный и медийный факторы – за исключением протестного. В медиарейтинге Тхакушинов занимает лишь 69-е место.
Конкуренты главы республики проявляют весьма низкую активность на уровне публичной политики. В то же время непрозрачность решения вопроса о кандидатуре главы Адыгеи вызывает недовольство части местных элит. Рост рисков для руководителя республики обуславливает и во многом периферийный статус региона для федерального центра, что повышает вероятность принятия быстрого, не требующего внутриэлитной и медийной подготовки решения относительно судьбы Тхакушинова.
Динамика социально-экономического развития республики потенциально должна способствовать увеличению политического веса главы региона. Дефицит бюджета равен 6,18% от объема его доходов, а долг республики – 24,1%. Индекс промышленного развития вырос на 11,1%, поток инвестиций в экономику региона увеличился на 32,6%. Объемы строительства упали на 9,1%. Также был зафиксирован рост розничного товарооборота на 1,9%. Имела место, однако, убыль населения в размере 0,9 человек на 1 тыс. жителей.
Республика Мордовия: Владимир Волков
Глава Республики Мордовия Владимир Волков за прошедший год смог продемонстрировать высокую эффективность (56 баллов), в то время как уровень его выживаемости был оценен как хороший ("4-" баллов).
За последние годы глава региона набрал политический вес за счет успешной подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 г. Ослабление связей с самарским губернатором Меркушкиным также способствовало снижению рисков для руководителя республики.
Однако показатели социально-экономического развития находящегося под его руководством региона могут послужить поводом для дискуссий. Дефицит бюджета республики составляет около 8% от объема доходов, размер долга региона превысил 132%. Индекс промышленного развития упал на 4,4%, поток инвестиций и объемы строительства остались почти на прежнем уровне (прирост составил 0,1% и 1,6% соответственно). Розничный товарооборот уменьшился на 1,2%, убыль населения составила 4 человека на 1 тыс. жителей.
Составители рейтинга выживаемости губернаторов, характеризуя ситуацию в республике, делают вывод о сохранении социально-экономической стабильности. Однако размеры задолженности региона продолжают оставаться поводом для беспокойства. Ряд экспертов настаивает на том, что большая часть долга приходится на федеральные кредиты, о реструктуризации которых уже достигнута неформальная договоренность. Однако проверить достоверность этих сведений не представляется возможным.
Не лучшим образом может отразиться на положении главы Мордовии значительный уровень медийности (11 позиция в рейтинге). Последнее закономерно должно способствовать росту внимания к Волкову со стороны федерального центра. В условиях снижения показателей эффективности (на 4 балла) и выживаемости (получена оценка "4-" вместо 4) это неминуемо означает рост политических рисков.
Республика Бурятия: Вячеслав Наговицын
Эффективность Вячеслава Наговицына оценивается на среднем уровне (в пределах от 40 до 55 баллов). Составители рейтинга ФРГО присудили ему 54 балла. Однако это не может служить однозначной гарантией устойчивости его положения: глава республики обладает неудовлетворительным уровнем выживаемости (2 балла из 5).
Прочность позиций Наговицына обеспечивают низкий уровень интереса к республике со стороны федеральных лоббистов и отсутствие межэтнических конфликтов. Однако эти факторы во многом нивелирует враждебное отношение к губернатору со стороны местных элит. Авторитет главы Бурятии также подрывает факт привлечение ряда высокопоставленных чиновников к ответственности за злоупотребление полномочиями. Например, в 2016 г. фигурантами уголовных дел стали министр сельского хозяйства республики Александр Манзянов и руководитель агентства лесного хозяйства Бурятии Николай Кривошеев.
Дефицит бюджета Бурятии равен 11,53% от доходов республики, в то время как размер долга составляет всего лишь 17,72%. Индекс промышленного производства снизился достаточно умеренно – на 6,1%. Куда более ощутимо сократился объем инвестиций в экономику региона – на 27,1%. Масштабы строительства также существенно упали – на 16,2%. Розничный товарооборот упал на 2,6%, затобыл зафиксирован прирост населения (5,3 человек на 1 тыс. жителей). В целом эту динамику можно оценить как весьма негативную, что должно сыграть против Наговицына при оценке его деятельности на федеральном уровне. И в этом отношении губернатору даже выгодно отсутствие интереса к его деятельности со стороны СМИ (он занимает 60 место в медиарейтинге глав регионов).
Рязанская область: Олег Ковалев
Возглавляющий Рязанскую область Олег Ковалев за последний год показал средний уровень эффективности (52 балла), в то же время удостоившись удовлетворительной оценки с позиций политической выживаемости (3 балла).
Ковалев в прошлом неоднократно преодолевал кризисные ситуации, связанные с перспективой замены на посту рязанского губернатора. Этому в немалой степени способствовала низкая заинтересованность в установлении контроля над регионом влиятельных внешних игроков. Однако в последнее время положение Ковалева пошатнулось из-за проблем со здоровьем, возникших у главы региона. На фоне отсутствия значимых достижений это ставит под вопрос политическое будущее губернатора. Ослаблению позиций Ковалева способствовал и арест заместителя главы правительства области Андрея Дмитриева по обвинению в получении взятки.
Динамика социально-экономического развития Рязанской области также играет роль фактора, ставящего под сомнение эффективность действующего губернатора как управленца. Дефицит бюджета составляет 0,55% от объема доходов, размер долга равен 57,69%, индекс промышленного производства сократился на 1,8%. Приток инвестиций в регион снизился на 21,8%, объемы строительства упали на 15,8%. Розничный товарооборот уменьшился на 6,9%, наблюдалась убыль населения (4,4 человек на 1 тыс. жителей). На этом фоне средний уровень упоминаемости Ковалева в СМИ (42-е место в рейтинге) является для губернатора скорее преимуществом.
Свердловская область: Евгений Куйвашев
Эффективность работы Евгения Куйвашева на посту губернатора оценивается на среднем уровне (52 балла), однако перспективы его политического выживания поставлены под сомнения ("2+").
Куйвашев сумел снизить остроту конфликта с бизнес-элитами Свердловской области, и это объективно укрепляет его позиции. Однако при этом губернатор не смог решить проблемы, связанные с нехваткой харизмы и низкой популярностью среди населения. Рост политических рисков обуславливает также спорное решение лично возглавить правительство региона. К болезненным последствиям для Куйвашева может привести отмена результатов праймериз "Единой России". Заметно осложнили положение губернатора и уголовные дела, возбужденные в отношении главы областного Министерства по управлению госимуществом Алексея Пьянкова и исполняющего обязанности министра транспорта Александра Сидоренко. В сложившейся ситуации роль дополнительного стресс-фактора может сыграть широкое освещение деятельности главы региона в масс-медиа: свердловский губернатор занимает 8-ю строчку в медиарейтинге глав регионов.
Республика Карелия: Александр Худилайнен
Глава Карелии Александр Худилайнен имеет показатели эффективности на уровне, близком к низкому (41 балл). Уровень выживаемости главы региона также оставляет желать лучшего: позиции Худилайнена оцениваются на 3 – баллов.
Глава Карелии смог нейтрализовать своих основных политических оппонентов. У него также имеется возможность мобилизовать для отстаивания своих интересов силовые структуры ресурс. Выборы в Госдуму в 2016 г. в республике прошли, вопреки ожиданиям, без серьезных проблем. Однако в то же время набор позитивных аргументов в пользу сохранения за Худилайненом позиции главы региона, который могли бы учесть в Москве, весьма ограничен.
Социально-экономическая ситуация в Карелии остается относительно неблагоприятной, в первую очередь – из-за размера долга республики (73,05% от доходной части бюджета региона). Дефицит бюджетных средств составляет 9,74%. Индекс промышленного производства вырос на 4,2%, но все прочие показатели демонстрируют тенденцию к снижению. Приток инвестиций упал на 1,4%, объемы строительства сократились на 4,5%, розничный товарооборот - на 4,2%. Была отмечена и убыль населения (на 2,7 человек на 1 тыс. жителей). Впрочем, как полагают эксперты, политической будущее Худилайнена будет определять не столько ситуация внутри республики, сколько итоги противостояния федеральных лоббистских групп. Очевидным остается лишь то, что в ближайшем будущем Худилайнен должен будет предпринять значительные усилия, чтобы поправить свое пошатнувшееся положение.
Медийность главы Карелии находится на среднем уровне (он занимает 53-ю позицию), и вряд ли отразится на его положении.
Пермский край: Виктор Басаргин
За последний год губернатор Пермского края Виктор Басаргин продемонстрировал близкий к низкому показатель эффективности (43 балла) и неудовлетворительный уровень выживаемости ("2+").
По оценкам экспертов, Басаргин сумел несколько укрепить свои позиции внутри Пермского края. Противники губернатора внутри местного истеблишмента были ослаблены в ходе последних выборов, и глава региона сумел удержать в своих руках контроль над краевым парламентом. В результате возможность создания широкой коалиции оппонентов Басаргина к моменту начала следующих выборов заметно снизилась.
Но в то же время губернатор, как считают эксперты, не смог создать устойчивую команду и выработать внятную стратегию развития региона. Не были решены проблемы дезорганизации управления, слабого политического контроля и раскола внутри элит. Серией болезненных ударов по авторитету губернатора стал ряд уголовных дел, в ходе которых фигурантами выступали члены краевого правительства – Евгений Балуев (министр информационного развития и связи), Алмаз Закиев (министр транспорта) и Павел Лях (министр физической культуры и спорта). В этих условиях рост интереса со стороны СМИ играет против пермского губернатора (за последний год он поднялся на 7 позиций и занял 33 место).
В то же время показатели социально-экономического развития края характеризуют Басаргина как вполне эффективного управленца. Дефицит бюджета края составляет 8,61% от доходов, а долг находится на весьма низком уровне (17,07%). Индекс промышленного производства упал лишь на 2,1%, масштабы инвестирования в местную экономику снизились на 4,2%. Одновременно серьезным вызовом для руководства региона стало сокращение объемов строительства на 13,2%, сопровождавшееся падением розничного товарооборота на 8,1%. Несмотря на имеющиеся проблемы, был зафиксирован прирост населения (0,5 человек на 1 тыс. жителей).
Вызовы для губернаторов: глазами экспертов
Становится очевидным, что ситуация в большинстве регионов, в которых в 2017 г. запланированы выборы губернаторов, характеризуется ростом политических рисков для действующих руководителей субъектов федерации. Имеют место как почти универсальные вызовы (конфликт с местными элитами или же отсутствие налаженных связей с региональным истеблишментом), так и факторы, обусловленные ситуативной спецификой (дефицит харизмы и популярности).
Фиксируемые проблемы представляют собой отчасти последствие накопления издержек практикуемых методов управления политическими рисками, отчасти – плод просчетов или компромиссов, допущенных федеральными элитами в ходе выборов кандидатуры конкретного главы региона.
В рамках сложившейся политической конфигурации нестабильность положения большинства губернаторов может означать высокий уровень угроз для глав субъектов, ранее завоевавших свое положение в ходе малоконкурентных кампаний. Равным образом ближайшее будущее может стать периодом серьезных вызовов для губернаторов регионов, вокруг которых был сформирован негативный информационный фон.
Сопоставление экспертных рейтингов наглядно демонстрирует, что эффективность главы региона как управленца, прочность занимаемых им позиций и уровень репрезентации в медиасфере в действительности мало взаимосвязаны. Важно также, что в глазах экспертов динамика социально-политического развития регионов играет скорее второстепенную роль с точки зрения выживаемости. Ключевое значение в этом отношении придается умению выстраивать коммуникации с элитами на местах и федеральными лоббистскими группами. Большую роль играет также участие в реализации ключевых экономических или имиджевых проектов общенационального масштаба.