Кому ближе Ближний Восток
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Артём Филиппов считает, что Россия усилила свои позиции на Ближнем Востоке, подвинув США с места регионального арбитра.
В последние несколько лет складывается отчетливое понимание того, что Россия успешно возвращается в регион Ближнего Востока, где ее влияние было практически подорвано с момента разрыва Договора о дружбе между СССР и Египтом в 1976 г. Дается это непросто: Москве потребовались колоссальные усилия в дипломатической, энергетической, гуманитарной и военной сферах. Лучше всего о результатах возвращения Россией своего былого влияния в столь важном регионе говорят высказывания из-за океана.
«Россия не только устанавливает свою повестку в Сирии, но и играет все более важную роль в Ливии. Москва видит возможность вновь продемонстрировать Западу, что без нее он свои проблемы [на Ближнем Востоке] решить не сможет, - отмечает авторитетное издание The American Interest. - США могут озвучивать любые гневные заявления, какие им только заблагорассудится, однако ни один вменяемый ближневосточный наблюдатель не считает, что события развиваются под диктовку Вашингтона».
Гуверовский институт войны, революции и мира (Вашингтон) констатирует: «Благодаря усилению своего влияния в Сирии, ведущей роли в Астанинском процессе и способности поддерживать отношения со всеми странами региона, президент Путин стал важным региональным кризисным менеджером, гордясь своей способностью находить общий язык со всеми лидерами государств Ближнего Востока. Москва работает с Израилем, чтобы сгладить напряженность между этой страной и Ираном в Сирии, совместно с Саудовской Аравией управляет нефтяной политикой, договаривается с Турцией, решая судьбу постконфликтной Сирии, и координирует действия с Ираном в отношении ядерного соглашения».
The Huffington Post с горечью замечает: «В то время как американцы продолжают запутываться в расследовании связей Трампа и России, россияне отказались от надежд на новую «перезагрузку» и удвоили усилия с целью упрочить свои позиции на международной арене. Неспособность Вашингтона разработать комплексную политику по сдерживанию влияния Кремля на Ближнем Востоке может иметь особенно долгосрочные последствия. Военное, политическое и экономическое влияние России растет на пространстве от Триполи до Тегерана, и впервые за последние полвека открывается перспектива того, что Соединенные Штаты будут вынуждены играть на Ближнем Востоке роль второй скрипки на фоне другой мировой державы».
Любопытно проанализировать, как с начала сирийской кампании менялись высказывания американской стороны о возрастающей роли России в Восточном Средиземноморье: от «Путин ловко разыгрывает «слабую руку» в попытке избавиться от многолетнего комплекса неполноценности Москвы» до – «Россия меняет конфигурацию ближневосточной шахматной доски с позиции сильного игрока».
Пытается ли Вашингтон изменить сложившийся баланс сил в регионе в свою пользу? Несомненно. Только вот одного твиттера президента США Дональда Трампа, недавно обратившегося к ОПЕК с просьбой (иначе не скажешь) увеличить добычу нефти и поспособствовать тем самым снижению ее цены, уже недостаточно. Еще десять-двадцать лет назад было бы трудно представить министра энергетики Саудовской Аравии, публично отказывающего американскому президенту в его желаниях, однако именно такую картину мы наблюдаем сегодня. А все благодаря умным ходам Москвы, сумевшей сделаться для ОПЕК незаменимым партнером, что уже приносит ощутимые доходы российскому бюджету.
Некоторые российские эксперты, усмотревшие в последних резких шагах Вашингтона, не только признавшего Иерусалим столицей Израиля, но и официально поддержавшего притязания израильской стороны на Голанские высоты, сильный ход, который создаст большие трудности Москве и ее партнерам. Однако стоит рассмотреть последнюю дипломатическую эскападу Вашингтона под другим углом. По вопросу Иерусалима международное сообщество проявило редкое для себя единодушие, весьма прохладно встретив инициативу Трампа. Что касается Голанских высот, то их «признание» израильскими имеет, прежде всего, сугубо внутреннее значение как для США (с целью угодить произраильскому лобби и части электората обеих партий), так и для грядущих выборов в самом Израиле. Никакого военно-политического реванша американских ястребов на Ближнем Востоке не предвидится, так как США фактически развалили только начавшийся складываться против усиливающегося Тегерана альянс стран Персидского залива, Египта и Израиля.
Ближневосточные государства являются крайне проблематичными союзниками в силу не только внутренней нестабильности, но и частых конфликтов друг с другом, что априори подрывает всякую непродуманную стратегию поведения в регионе. Тем не менее, Россия уверенно замещает США в качестве арбитра на Ближнем Востоке, но эта роль несет с собой новые вызовы и требует большой ответственности и предусмотрительности.
Ранее опубликовано на: https://slovodel.com/525180-rossiya-vytesnyaet-ssha-s-roli-arbitra-blizhnego-vostoka