Россия в Арктике. Карта США бита
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Артем Филиппов считает, что США нечем ответить на укрепление России в Арктике и напоминает, что последний раз Береговая охрана Соединенных Штатов, занимающаяся арктическими вопросами, получала новые ледоколы 43 года назад.
Проходивший с 9 по 10 апреля в Санкт-Петербурге Международный арктический форум традиционно привлек внимание американских СМИ. The Associated Press, The Los Angeles Times, CNN и другие посвятили ему репортажи и материалы. Основным рефреном публикаций было: пока США размышляют, Россия делает рывок в Арктике, благодаря своей стратегии, географии и истории.
Еще несколько лет назад американский Совет по международным отношениям представил доклад. В нем аналитики аналитического центра отметили, что российская Арктика "более населена и развита в промышленном отношении, чем американская". Совет призвал Соединенные Штаты сделать свой подход в регионе более стратегическим, не ограничиваясь научными, экологическими и энергетическими вопросами.
Что такое современная Арктика для России? На форуме президент Владимир Путин рассказал об амбициозной российской программе по освоению этого важнейшего региона. Уже сейчас он дает 15% ВПП страны. Глава государства заявил о планах по дальнейшему строительству атомных ледоколов (Россия единственная страна в мире, у которой их четыре, еще три строятся в настоящее время) с целью довести их общее число к 2035 г. до девяти единиц. Уделяется внимание также расширению портов и их возможностей по обе стороны Северного морского пути. К этой программе Россия готова пригласить иностранных инвесторов.
На фоне таяния арктических ледников Северный морской путь превращается в одну из важнейших транспортных артерий планеты. Он связывает мировые океаны, экономя десять дней по сравнению с торговыми маршрутами, идущими через Суэцкий канал, что сулит весомую экономическую выгоду. Тем более, что благодаря потеплению климата в арктических водах, по крайней мере, несколько месяцев в году корабли смогут перевозить грузы без помощи ледоколов.
По информации Геологической службы США, в Артике расположены 30% запасов мировой нефти и 15% природного газа. По оценке CBS News, потенциально эти ресурсы стоят $35 трлн. Из-за потепления арктический регион увеличивает свою полезность, а значит, открываются широкие возможности по добыче ранее недоступных ископаемых ресурсов. В 2017 году Россия открыла первый арктический СПГ-завод на Ямале. В 2020 г. планируется введение в строй второго такого завода. В марте 2019 г. министерство природных ресурсов и экологии России представило план, подразумевающий разработку более 100 проектов в сфере освоения и переработки минеральных ресурсов региона.
Кроме того, Кремль продолжает наращивать свой военный потенциал в северных широтах. Министр обороны Сергей Шойгу заявил о строительстве 475 военных объектов в арктическом регионе. Эта инфраструктура включает в себя новые аэродромы, глубоководные порты, военные базы, радиолокационные станции, системы ПВО, в том числе зенитные ракеты С-400, противокорабельные комплексы и многое другое. Все это было создано за шесть лет.
Масштабы инфраструктурной модернизации военного потенциала России в Арктике не имеют аналогов, такие беспрецедентные темпы не были отмечены даже во времена Советского Союза. Остается добавить к этому регулярные масштабные военные учения в Арктике тысяч российских военнослужащих, обученных действовать в условиях сурового климата.
Наконец, совместное освоение арктического региона поможет разрядить международную обстановку и, вероятно, урегулировать вопрос антироссийских санкций. Принявшие участие в пленарном заседании форума руководители Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии, какую бы позицию они не занимали по Крыму, Украине и Сирии, прекрасно понимают, что сотрудничать с Россией в Артике, найти общий язык с Москвой – жизненно необходимо для экономики и безопасности их государств.
Даже из Канады, которая все последние годы после Крыма зачастую прибегала к политике "пустого стула", когда ни один ее представитель не присутствовал за столом переговоров, в которых участвовала Россия, все чаще раздаются призывы пересмотреть свои взгляды. Тем более, что на долю Канады и России приходится 75% территории мирового Севера.
По мнению сотрудницы Карлтонского университета (Оттава) Андреа Чаррон, жестокая риторика в адрес Москвы не даст желаемого эффекта, тогда как сотрудничество с Россией в рамках Арктического совета поможет наладить позитивные двусторонние отношения за Полярным кругом. Государствам арктического пояса действительно есть, что обсудить: архитектуру региональной безопасности, разработку шельфовых нефте- и газовых месторождений, изменение климата и другие проблемы, представляющие научный и экономический интерес.
А что же Соединенные Штаты? В рамках январского законопроекта о расходах Конгресс заложил $635 млн на строительство нового ледокола. Последний раз Береговая охрана США, занимающаяся арктическими вопросами, получала новые суда этого класса 43 года назад.
Одним из наиболее последовательных критиков отстающей стратегии Вашингтона в Арктике является сенатор-республиканец от Аляски, член комитета Сената США по вооруженным силам Дэн Салливан. По его словам, чтобы догнать Россию, Соединенным Штатам предстоит пройти еще долгий путь. "Мы опаздываем к игре, Россия быстро меняет условия в свою пользу", – предупреждает политик. Он подчеркнул, что на 40 российских ледоколов США готовы ответить только двумя, один из которых устарел, а второй постоянно требует ремонта. "Автострады Арктики – это ледоколы".
У России суперскоростные автострады, а у нас грунтовые дороги с выбоинами", – вторит Салливану Джим Таунсенд, экс-заместитель помощника министра обороны по европейской политике и политике НАТО в администрации Обамы. Таунсенд отметил, что Арктика не совсем вписывается в бюрократическую структуру Вашингтона. "В Пентагоне Арктика осиротевший вопрос", – заявил он выступая на мероприятии Центра международных стратегических исследований.
Россия обосновывает свои претензии на арктические шельфы и контроль над морскими перевозками у северных границ, действуя в рамках международного правового поля, в частности, Конвенции ООН по морскому праву. Ирония заключается в том, что администрации Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы поддерживали присоединение США к этому договору, членами которого являются 168 государств и ЕС, но Сенат до сих пор не ратифицировал его.
По словам экс-главы американского Агентства по охране окружающей среды Кристин Уитмэн, Соединенные Штаты смогут присоединиться к переговорам относительно доступа к арктическим минеральным ресурсам только после ратификации конвенции.
Между тем, Москва использует имеющееся окно возможностей, укрепляя свои арктические приграничные регионы, что предоставляет ей дополнительные геополитические рычаги влияния в мире.
Ранее опубликовано на: http://realtribune.ru/news/world/1911