Цифровизация выборов – уже недалекое будущее
Кто, где и как использует электронные системы и Интернет для голосования? В этом детально разобрались сотрудники Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). На днях они выпустили аналитический доклад «Современные технологии в электоральных процессах». Авторы доклада провели исследования, охватывающие почти все страны мира, сопоставили данные и проанализировали статистику. В итоге экспертам ЭИСИ удалось сделать ряд очень интересных заключений.
Так, например, в докладе приводятся данные о том, что применение электронных технологий помогает лучше работать со списками избирателей: исключается голосование «мертвых душ» - сколько человек зарегистрировалось по биометрическим данным (отпечаток пальца, скан глаза), столько и проголосовало.
Авторы доклада констатируют, что партии в разных странах (и в ближайшем будущем, возможно, так будет и в России) переходят на электронную платформу, используют блокчейн-технологии, становятся интерактивными.
В докладе ЭИСИ приводятся данные о том, какие аппараты используются для цифровизации голосования. В России это комплексы электронного голосования (КЭГи), когда избиратель идентифицируется по специальному коду, голосует посредством тач-скрина на аппарате, а данные сразу уходят в ГАС «Выборы». Наиболее широко у нас используются комплексы по электронной обработке бюллетеня (КОИБы), когда машина сканирует бумажный носитель, и уже потом отправляет данные в общероссийскую систему. Подобные аппараты используются и в других странах.
Однако будущее многие страны хотят связать с голосованием через Интернет: когда биометрические параметры или карта с уникальным чипом считываются через определенное устройство на дому, доступ к странице для голосования дается на пользовательский компьютер или планшет – а данные по голосованию уходят сразу же в систему национального избиркома. Примеры по географии такого метода голосования также представлены на карте из доклада ЭИСИ. Как мы сообщали ранее, в этом сентябре эксперимент с голосованием через Интернет пройдет в одном из районов Москвы – на выборах по голосованию в Мосгордуму.
Политтехнолог, президент Ассоциации электронной электоральной политики, эксперт Центра ПРИСП Александр Серавин оценивает перспективы цифровизации выборов , а также рассуждает о вопросах защищенности электронного голосования от взлома и фальсификаций, защиты тайны голосования и других сопутствующих процессах.
Я считаю, что выборы в 2026 году будут проходить в эпоху электронной электоральной политики. Электронное голосование экономит время избирателя: оно проходит в 60 раз быстрее традиционного! Автоматический подсчет голосов позволяет в 500 раз быстрее подсчитать голоса!
Некоторые думают, что при голосовании через электронные системы легче подтасовать результаты. Но при программном действии исключается сдвоенность избирателей в списках. А сейчас такая проблема в России есть из-за отсутствия единой общероссийской базы избирателей. Также при электронном голосовании исключается вмешательство членов избирательных комиссий: давление на них станет бесполезным. Технологически онлайн-голосования практически исключают классические выборные фальсификации с «мертвыми» душами и вбросами бюллетеней.
Я не считаю, что россияне ментально не готовы к выборам через Интернет. Миллионы наших соотечественников уже сейчас заказывают товары через интернет, десятки миллионов пользуются сайтом Госуслуги, почти у каждого гражданина есть электронная банковская карта. Когда-то с опасениями говорили и о распространении Интернета, и о социальных сетях, и о многих других новшествах.
Думаю, что доверие к электронному голосованию у граждан выше, чем к обычному. Хороший пример - криптовалюты и банковские карточки. Это повышает явку, мы возвращаем молодежь и другие категории в электоральный процесс, повышая легитимность избирательного процесса.
Электронные системы для голосования удобны не только молодежи. Мне кажется заблуждением, что пенсионеры не смогут им воспользоваться, ведь они практически все имеют электронные банковские карты и умеют ими пользоваться. А если они доверили электронике свои деньги, то свой голос доверят точно.
Актуален и вопрос денежной экономии. В России около 94 500 участков. Кроме того, нашей страной образовано 369 избирательных участков в 145 государствах мира. Из бюджета России расходуются миллиарды на содержание и оборудование таких участков, а можно тратить в 1000 раз меньше! На эти деньги можно было бы построить 500 новых школ и 1000 детских садов. Задумайтесь: это стало бы возможно, даже если бы мы перешли на электронное голосование хотя бы на один сезон!
Несомненный плюс: электронные выборы - гораздо экологичнее! Стоит посчитать, сколько тон бумаги тратится на бюллетени, сколько деревьев каждый раз на это уходит.
Электронные выборы - это современно! Раньше тоже сначала на глиняных табличках голосовали, потом на бересте… Пришло время электронного голосования: 65% населения Великобритании поддерживает онлайн-голосование. Интернет-голосование не первый год успешно используется в Эстонии.
В феврале 2007 года Эстония стала первой страной в мире, которая ввела электронное голосование на парламентских выборах, и технологией воспользовались 30000 человек. На прошедших в 2011 году выборах в парламент Эстонии через интернет было подано рекордное количество голосов — 140 846, то есть 24,5% от общего числа. В этом году в Эстонии на предварительном голосовании проголосовало через интернет почти в 2 раза больше избирателей чем пришло на УИК.
Обратите внимание: эксперименты по внедрению электронного голосования проводились и в России. Избирательная комиссия Волгоградской области использовала новые технологии на голосовании в Урюпинске в 2009 году. В декабре 2011 года на выборах в Госдуму пользовались комплексами электронного голосования (КЭГами) и устройствами сенсорного голосования (УСГ).
Процесс передачи голоса избирателя производится непосредственно через интерфейс устройства без использования бумажных бюллетеней. Голоса обрабатываются и подсчитываются автоматически. Такими устройствами было оснащено 320 участков.
На выборах президента России в марте 2012 года КЭГи применялись на 337 избирательных участках в семи субъектах Федерации. Всего тогда использовалось 311 комплексов для электронного голосования. 146 из них располагались в Татарстане. Остальные были установлены в Кабардино-Балкарии, Мурманской и Томской областях, республиках Коми, Марий-Эл, Хакасии, Чечне. Также КЭГи применили за границей — в Латвии, Германии, в Польше и Казахстане (на Байконуре).
Полностью материал на: http://2018.vybor-naroda.org/vn_exclusive/128004-cifrovizaciya-vyborov-doklad-eisi-kak-povod-dlya-diskussii.html