Президент Центра ПРИСП
30.01.2017

Александр Точенов: Законопроект о выборах в Севастополе нельзя назвать демократичным

Севастополь по своему менталитету и политическим традициям сильно отличается от других городов России. Поэтому  предстоящие выборы губернатора в этом городе находятся под особым вниманием экспертов Центра ПРИСП. Тему, поднятую несколько дней назад на нашем сайте Николаем Тузиковым, продолжает президент Центра ПРИСП Александр Точенов. Приводим его авторский комментарий.

За подписью – с протянутой рукой

– 24 января законопроект о выборах губернатора Севастополя был принят в первом чтении 22 голосами "за" при одном воздержавшемся. Теперь, по словам исполняющего обязанности губернатора Дмитрия Овсянникова, документ будет  направлен в ЦИК для консультаций, после чего в конце февраля предстоят второе и третье чтения. Пока еще в законопроект можно вносить поправки. Очень важно, какими они будут. Принятие законопроекта в его нынешнем виде, на мой взгляд, грозит тем, что выборы могут получиться просто имитацией, потому что они не будут конкурентными. 

Дело в том, в законопроекте существуют серьезные ограничения для конкурентных выборов. Во-первых, исключено самовыдвижение кандидатов – право выдвигать их имеют только политические партии. Во-вторых, в предложенном правительством Севастополя варианте закона установлен самый высокий муниципальный фильтр – 10% подписей депутатов-муниципалов (для Севастополя это 12 подписей). То есть установлена высшая планка, хотя федеральный закон позволяет обойтись меньшим процентом. Эти 10% подписей местных депутатов должны быть получены из не менее чем трех четвертей имеющихся муниципальных образований. Три четверти – это будет семь, по собственным подсчетам севастопольцев. Так вот, если в законе по поводу подписей четко сказано – 10%, то по поводу количества муниципальных образований – не менее трех четвертей. На фразу "не менее" обратите внимание – окончательное их количество определит избирательная комиссия в течение трех дней после объявления выборов. Комиссия (теоретически) может принять решение учитывать абсолютно все муниципальные образования, и тогда даже КПРФ, имеющая 12 мандатов в семи муниципальных округах, сможет преодолеть барьер для своего кандидата, только заручившись поддержкой самовыдвиженцев или депутатов от других партий.

Предположим, что избирательная комиссия оставит норму в три четверти муниципальных образований, а фактически это семь муниципальных округов. Даже в этом случае своих депутатов в них имеют только две партии – "Единая Россия" и КПРФ. Получается, что "Справедливая Россия" и ЛДПР, имеющие своих депутатов в четырех округах, смогут преодолеть фильтр лишь при поддержке со стороны. В общем, закон в таком виде, в каком он существует сейчас, создает наиболее благоприятные условия для единороссов. Теоретически, любая партия может договориться с самовыдвиженцами либо депутатами от других партий и выдвинуть своего кандидата. Мы помним случаи, когда ЕР великодушно представляла своих депутатов для подписей кандидатам от других партий. Не лучше ли сразу снизить заградительные барьеры?

Справка Центра ПРИСП, по данным местных СМИ: в Севастополе 10 муниципальных округов, 120 депутатов. Из них: 75 – ЕР во всех округах, 12 – КПРФ в 7 округах, 12 – СР в 4 округах, 4 – ЛДПР в 4 округах, по одному депутату имеют еще 2 партии. Кроме того, 15 действующих депутатов органов МСУ в 8 округах побеждали как самовыдвиженцы.

Делать жестче не значит делать лучше

В региональном отделении ЕР в Севастополе не все так спокойно и однозначно, как может показаться на первый взгляд. Это очень хорошо показали праймериз и выборы депутатов в Государственную Думу. Тогда партия поддерживала одного кандидата, а выиграл другой, и региональное отделение партии, мягко говоря, не совсем корректно с ним работало – отдельные группировки отделения явно против него боролись. Тем не менее, он победил. Что последовало после этого? Его, ставшего депутатом Госдумы, вывели из президиума регионального отделения "Единой России". Вот такие парадоксы демократии в этом отделении партии ЕР. Не наблюдается согласия и у городских элит, что также сказывается на ситуации внутри регионального отделения. В этом случае вряд ли можно надеяться на партийную дисциплину муниципальных депутатов. Впрочем, это как раз может сказаться на усилении конкуренции, ведь у ЕР 75 депутатов, и не факт, что они не поддержат разных кандидатов в губернаторы. Видимая "часть айсберга" на сегодня такова: депутат Заксобрания, сопредседатель реготделения ОНФ Алексей Чалый пусть и с оговорками, но заявил о возможной поддержке Овсянникова, депутат Госдумы Дмитрий Белик высказался об однозначной его поддержке. Следовательно, с большой долей вероятности, официальным кандидатом от ЕР остается Овсянников, но утверждать это наверняка пока что не решится никто.

Еще одна громкая история: в последнее время все активнее ведет себя лидер местного отделения "Партии Роста", руководитель регионального отделения "Деловой России", член регионального штаба ОНФ Олег Николаев. Он бизнесмен и с определенного времени оппонент Овсянникова. Неделю назад Николаев и Овсянников "поговорили" в Фейсбуке. Со стороны Николаева прозвучала критика, а на следующий день или через день произошел силовой захват ресторана "Остров", принадлежащего Николаеву (на фоне реального спора хозяйствующих субъектов). Совпадение ли это или преднамеренная акция? И кто ее организовал? Сторонники губернатора или, наоборот, его противники, желающие выставить действующего главу в неприглядном виде? Мол, посмотрите, вот как Овсянников расправляется с инакомыслящими – сразу присылает маски-шоу.

Судя по всему, закон о выборах, который никак нельзя назвать демократичным, и нужен потому, что нет спокойствия и взаимопонимания в элитах. Но тогда возникает важный вопрос: если принятие очень жесткого закона приведет к тому, что "Единая Россия" выставит всего лишь одного кандидата из условного списка Овсянников-Чалый-Белик, если другие известные в городе люди, вроде ресторатора Николаева или строителя Кабанова, не получат даже возможности участвовать в выборах, то как к этому отнесутся севастопольцы? Зная характер местных жителей, раскачать тему ограничения их прав будет не так уж трудно, а раскачать ситуацию желающие найдутся. Следовательно, принимая такой жесткий закон о выборах, можно получить результат, совершенно противоположный желаемому – либо катастрофически низкую явку, либо абсолютно протестное голосование. 

Конечно, можно "отстроить" севастопольские элиты сигналами действиями со Старой площади, но вот свободный дух севастопольцев из Москвы не отстроишь – только раззадоришь. Поэтому во втором чтении закон нужно принимать с учетом общественных слушаний – снизить процент подписей муниципальных депутатов, чтобы дать возможность большему количеству партий и кандидатов принять участие в выборах. И вообще-то нечего бояться, можно разрешить и самовыдвижение. 

Солдаты-призраки

Еще один больной вопрос – военнослужащие срочной службы, которые, согласно 67 ФЗ, имеют право принять участие в выборах губернатора. Да, в региональном законе есть уточнение – имеют право голосовать только те, кто прибыл в регион за три месяца до объявления выборов. Но, во-первых, военнослужащие-срочники сильно подвержены влиянию со стороны командиров. Во-вторых, избирательные участки в воинских частях – это, как известно, темный лес, где сам черт ногу сломит. То есть прозрачность вызывает тревогу. Необходимо обеспечить контроль, чтобы не было попыток искажения результатов волеизъявления. Прикрываться военной тайной в данном случае неуместно – севастопольцы могут не понять. Их волнует, будут ли участки в воинских частях закрытыми, будут ли там наблюдатели, чтобы не было вопросов: а сколько там избирателей, появились ли они три месяца назад или прибыли вчера, а в понедельник уедут? А может, их там и вовсе нет, а есть только их списки? Люди, конечно, надеются на то, что все будет честно, и никто даже не думает их обмануть, но спокойствия ради, все же надо обеспечить прозрачность, а для этого нужно вносить соответствующие поправки в законы.

Переходить к общенародным выборам по "жесткому" варианту закона, на мой взгляд, не стоило. Лучше было бы оставить выборы через Заксобрание. А то ведь создается только иллюзия выборов, при этом общественно-политическая ситуация становится напряженнее, тем более что игроков  за городские ресурсы хватает – как явных, так и находящихся в тени. А Севастополю нужно развитие и процветание, а не противостояние и борьба за власть элитных группировок.

sevas-vyb Александр Точенов: Законопроект о выборах в Севастополе нельзя назвать демократичным

Фото: Instagram @1crimea

 
Партнеры
politgen-min-6 Александр Точенов: Законопроект о выборах в Севастополе нельзя назвать демократичным
banner-cik-min Александр Точенов: Законопроект о выборах в Севастополе нельзя назвать демократичным
banner-rfsv-min Александр Точенов: Законопроект о выборах в Севастополе нельзя назвать демократичным
expert-min-2 Александр Точенов: Законопроект о выборах в Севастополе нельзя назвать демократичным
partners 6
eac_NW-min Александр Точенов: Законопроект о выборах в Севастополе нельзя назвать демократичным
insomar-min-3 Александр Точенов: Законопроект о выборах в Севастополе нельзя назвать демократичным
indexlc-logo-min Александр Точенов: Законопроект о выборах в Севастополе нельзя назвать демократичным
rapc-banner Александр Точенов: Законопроект о выборах в Севастополе нельзя назвать демократичным