Культура одиночек
Социолог-аналитик, эксперт Центра ПРИСП Дарья Шмидт провела исследование социальных представлений о семейных ценностях и приходит к выводам, о набирающей популярность культуры одиночек.
Социологи и психологи развитых стран с тревогой обсуждают тенденции, касающиеся семьи и брака: изменение стереотипов мускулинности и фемининности, увеличения популярности незарегистрированного брака, разрушение традиционных семейных и гендерных ролей, а также сокращение рождаемости. Но основную угрозу семейным ценностям сегодня представляют не однополые браки, а распространение культуры одиночек.
В Японии фиксируют «синдром целибата»: «молодёжь больше не хочет ходить на свидания, жениться и даже просто заниматься сексом». По данным японского национального института населения и исследований социальной безопасности, 61% холостых мужчин и 49% незамужних женщин в возрасте 18-34 лет не состоят в каких-либо романтических отношениях.
Несколько лет назад большой резонанс вызвал документальный фильм «Шведская теория любви», в котором Эрик Гандини описывает жизнь шведских граждан. Хорошая социальная защита и минимальная зависимость индивидуумов друг от друга: казалось бы, чего ещё можно желать? Но на фоне всеобщего благоденствия всё отчетливее проступает одиночество. 58% домохозяйств в Стокгольме состоят из одного человека, каждый четвёртый житель столицы умирает в одиночестве, а потребление антидепрессантов за последние 20 лет выросло на четверть, пишет выдающийся социолог Зигмунт Бауман в своей последней книге «Ретротопия».
В России согласно переписи населения 2010 г. 26% домохозяйств состоят из одного человека. По данным проводимого мной диссертационного исследования социальных представлений молодёжи о брачном партнёре, 12,5% респондентов в возрасте от 18 до 34 лет считают, что «для счастья человеку не обязательно жить/большую часть времени проводить с партнёром. Можно прожить гармоничную жизнь в одиночестве». А вместе с ответом «Не важно, сколько времени пара проводит вместе и есть ли штамп в паспорте, главное, что они считают себя семьёй» (29,2%) оказывается, что 41,7% миллениалов не настроены на совместное проживание с партнёром.
Одна из причин – распространение индивидуалистических ценностей западного мира, когда в центр Вселенной ставится человек, а удовлетворение всех потребностей становится обязательным условием успеха. Не способствуют укреплению семейных ценностей и негативные примеры отношений, наблюдаемые в ближайшем окружении. Существенная часть моих респондентов до 35 лет в негативном ключе продолжала фразу «Большинство известных мне пар...»:
«… делают вид, что у них хорошая семья»;
«…ждут перемен в супруге, не желая менять себя»;
«…несчастны вместе или имеют много взаимных претензий».
Индивидуалистические ценности заставляют по рыночному оценивать усилия по взаимодействию с партнёром. «Для того, чтобы построить отношения, нужно прикладывать слишком много усилий. Сделать так, чтобы я ей понравился, а она понравилась мне… На выходных мне придется отказаться от всех своих планов ради нее. Не хочу этого делать» – говорит японский юноша в интервью BBC.
И действительно, зачем тратить столько сил на выстраивание отношений, если легко можно получить «социальные поглаживания» в виде лайков в соцсети? Зигмунт Бауман отмечает, что «в эпоху фастфуда и мобильных телефонов старомодные навыки социализации либо забываются, либо ржавеют от отсутствия практики». То же самое можно сказать и о навыках ухаживания, флирта.
Развитие потребительской культуры не проходит бесследно: в мире, где ресурсы остаются ограниченными, а стремление к процветанию всеобъемлющим, каждый человек вступает в заочную конкуренцию с остальными членами общества. Экологический экономист и писатель Тим Джексон выразил это потрясающим определением: «Это история о нас, людях, которых убедили тратить деньги, которых нет, на вещи, которые нам ни к чему, чтобы произвести мимолётное впечатление на людей, мнение которых нам безразлично».
Но причина не только в смене культурной парадигмы и паттернов поведения: у нарастающего одиночества экономические корни. После того, как женщины отвоевали себе право трудиться наравне с мужчинами, они экономически способны прожить в одиночестве и даже самостоятельно вырастить детей. Стереотипы в отношении матерей-одиночек смягчаются, и вот уже женщины в большинстве случаев (по разным оценкам от 60% до 80%) становятся инициаторами разводов.
С ростом общего уровня жизни появляется больше свободного времени: для саморазвития или рефлексии. И те, кто имеет время на осмысление вопросов, непосредственно не связанных с выживанием, порой приходят к печальным для себя выводам. Иллюзорная эмоциональная близость друзей в социальных сетях не может стать для человека настоящей психологической опорой, потому в глобальном смысле рост доходов не приводит к росту удовлетворённости жизнью. Остаётся только верить, что человечество найдёт иные способы сохранения семьи, нежели объединение для выживания перед лицом экономической, военной или экологической угрозы.