Смерть политических партий неизбежна?
Политтехнолог, президент Ассоциации электронной электоральной политики, эксперт Центра ПРИСП Александр Серавин в своем докладе рассуждает о будущем политических партий, прогнозируя их смерть к 2031 году и указывает на переформирование основ государственного управления посредством электронной политики. О том, что послужило выбору темы доклада, автор уточнил в процессе интервью политологу, ведущему аналитику Фонда защиты национальных ценностей, эксперту Центра ПРИСП Николаю Пономареву.
В своем докладе вы пишете, что на мысль написать этот доклад вас навело выступление Марата Баширова на конгрессе РАПК. Вы не могли бы уточнить, что именно в его выступлении подтолкнуло вас к развитию темы?
Это было на моей секции, которая в рамках РАПК традиционно посвящена электронной электоральной политике. Когда Баширов выступал, то затронул вопрос вымирания СМИ. Получается, что есть, например, телеграм-каналы, и обмен информацией идет напрямую – от авторов к потребителям информации. Некоторые авторы заводят себе телеграм-канал, и этого достаточно, не надо никаких средств массовой информации как посредников.
И в этот момент я понял, что, по сути, посредник в виде партий между политиком и потребителем политических решений (населением) тоже не нужен. Партия ведь это посредник. А зачем он нужен в новых условиях? Значит, партии будут вымирать. В этот момент я это и понял. А потом подошел к Баширову, и мы это обсудили.
Когда на конгресе РАПК еще звучал доклад Валентина Бианки про криптовалюты, я тоже понял, что анонимность в цифровом обществе защищена лучше, чем даже в случае с самым «продвинутым» бюллетенем. Анонимность будет, это доверие к новым техническим системам. Почему так все ломанулись к криптовалютам? Чтобы выйти за рамки национальных государств. Просто пока про это еще мало пишут, никто не хочет задумываться, как это все будет. Но это на самом деле будущее, и его уже не остановить.
Это все равно, как если бы кто-то стал утверждать – давайте, ребята, по старинке будем голосовать на бересте. Не надо, мол, нам бумагу. Это как-то очень непонятно и странно. Также закончилась и бумажная эра сейчас, в голосованиях уже заканчивается. Они будут проходить в электронном формате.
Что касается другого момента. Процесс вырождения, вымирания традиционных партий противоречит как интересам самих партий, так и групп элиты, которые с ними связаны.
Именно поэтому они не хотят «раскочегариваться», поэтому они пытаются технически этот процесс заблокировать. Но на самом деле общество переходит в цифровую эпоху – перестает смотреть телевидение, читать печатные газеты. Общество перейдет в цифровую эпоху, и партии будут именно цифровыми. То, что они хотят все остаться с аппаратами по 10-20 тысяч человек, вполне понятно. Но это ничего не отменит. Эти аппараты все равно вымрут.
То есть получается, что любые попытки сопротивления бесперспективны?
Конечно бесперспективны. Это все равно, что появился общественный транспорт в Санкт-Петербурге, запустили там трамвай и все остальное, и тут же выходят извозчики на лошадях, и говорят: «Минуточку, давайте мы останемся, это же не верно». Всем пересесть обратно! Не надо пользоваться техническим прогрессом.
Я пример привожу: железную дорогу уже практически проложили, даже уже составы по ней пошли. И извозчики, которые перевозили население и грузы по старинке, на лошадях, могут сколько угодно протестовать. Но этого уже не отменить. В какой-то форме они останутся, единицы. Как и сейчас есть на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге – там 3-4 извозчика стоят. Вот в таком количестве они и останутся. По несколько человек в аппарате партии.
Поэтому они все меня критикуют, ой, как же мы… Ребята, что делать, это технический прогресс. Я вам сразу говорю, как это будет через 10 лет. Можно сколько угодно спорить и смеяться, но я в этом убежден. Многие мне начинают писать по этому поводу. Но технический прогресс позволяет сделать скриншот, и я убежден, что через 7 лет они будут утверждать то же самое, что я сейчас. Как я делал первые доклады в 2015 году о наступающей цифровой эпохе и о том, что мы будем переходить на цифровое голосование, мне никто не поверил. А потом 5,5 миллионов человек уже воспользовались таким правом, 1,9 миллионов - через госуслуги. Прошло всего три года.
Доклад политтехнолога, президента Ассоциации электронной электоральной политики, эксперта Центра ПРИСП Александра Серавина:
Идея этого доклада родилась у меня во время выступления Марата Баширова на моей панели «Новые цифровые технологии» 31 марта 2019 г. в Москве на VI Конгрессе российской ассоциации политических консультантов.
Смерть политических партий наступит по трем причинам:
1. Изменятся условия! (государство пойдет за пользователем);
2. Появятся электронные партии (переходный период от представительной демократии к прямому их триумфу в 2026 году в России);
3. Внедрение прямой демократии без партий как посредников между населением и исполнительной властью.
Разберем каждый из указанных тезисов отдельно, начнём с первого.
Изменятся условия и привычки взаимодействия государства и общества.
К 2024 г. все россияне будут укомплектованы электронными паспортами, уже сейчас, в 2019 г., есть электронная база избирателей России. В 2019 г. на предварительном голосовании (далее – ПГ) «Единой России» (далее – ЕР) и на московских выборах пройдет тестирование форм электронного и Интернет-голосования. Новая информационная реальность наступит так же неожиданно для общества, как произошло 3 апреля 2017 г., когда 4-й по численности населения город Европы Санкт-Петербург самоорганизовался и осуществлял коммуникации и информирование о событиях на 52% из https://vk.com, и лишь порядка 20% из ТВ.
Очевидна эффективность использования Интернета и электронных систем в управлении избирательной компанией (СМИ, «поля» и т.п.) По опыту сезона 2016 г., возможна экономия по многим направлениям более чем в 470 раз! Поскольку снижаются затраты на средний управленческий персонал.
Так, в 2016 г. в одном регионе происходило управление агитаторами по 25 округам ЗАКС через почти 100 бригадиров, 25 полевиков и руководителя полевого направления региона, а в другом регионе тоже на выборах в ЗАКС по такому же количеству территорий руководитель регионального поля общался напрямую с агитационной сетью, и бригадиров было порядка трех десятков. В будущем это приведет к «вымиранию» среднего состава сотрудников на выборах. Это исторический эволюционный технологический прогресс.
Адам Смит писал, что разделение труда привело к тому, что иголку стали производить в 47 раз быстрее, из-за нового потокового подхода к разделению труда, а теперь, благодаря развитию электронных и роботизированных систем, не только на ряде заводов нужно меньше в 500 раз рабочих, но и во внутренней политике и управлении государством. Электронные системы коммуникации и роботизации приходят и в традиционно гуманитарные области, такие как электоральные процессы и внутренняя политика.
Уже в прошлом то, что видеоролики, загруженные на Youtube с тегами «Обама» или «Ромни», просматривались 2,7 миллиарда раз за выборный цикл 2012 г., что в примерно в 100 раз больше, чем через ТВ.
Уже в 2015 г. 65% населения Великобритании поддерживали онлайн-голосование (как показал анализ опросов с комбинированным объемом выборки 11,704).
Сейчас в России, по данным разных опросов, более 40% хотели бы проголосовать дистанционно через Интернет.
Голосование онлайн может на порядок увеличить явку и легитимность выборов, отменив устаревшее «территориальное рабство избирателей» и сделав их свободными. В основном речь идет о городском населении, поскольку в России в основном люди живут в 20-ти городских агломерациях, и, по экспертной оценке, порядка 25% избирателей, находящихся в городских агломерациях, не живут по месту прописки, и до своих УИК, где они должны были бы голосовать, расстояние в десятки километров, что снижает вероятность того, что люди специально поедут голосовать, как комиссия не поедет к избирателям, даже если вызвать, хотя на селе поедет. Вопрос: почему?
Онлайн голосование имеет перспективу стать более безопасным способом голосования, благодаря дополнительным мерам математической безопасности, которые хорошо демонстрируют криптовалюты.
В феврале 2007 г. Эстония стала первой в мире страной, которая ввела электронное голосование на парламентских выборах, и технологией воспользовались 30 000 человек. На муниципальных выборах 2009 г. возможностью проголосовать с помощью ID-карты воспользовались 104 413 человека — 9,5% населения, имеющего право голоса. На прошедших в 2011 г. выборах в парламент Эстонии через Интернет было подано рекордное количество голосов — 140 846, то есть 24,5% от общего числа. На парламентских выборах 3 марта 2019 г. через компьютер свой голос, по данным Республиканской избирательной комиссии, отдали 247 232 гражданина Эстонии, что составляет 48% от всех проголосовавших (от общего количества в 512 181), установив тем самым новый рекорд электронного голосования.
Eesti Rahvusringhääling (ERR, национальная телерадиовещательная компания Эстонии) пишет, что 171 043 человека использовали для электронного голосования ID-карту, 3 884 человека — Digi-ID, 72 305 человек — приложение для смартфонов mobiil-ID. Электронные выборы в эстонский парламент прошли в 145 странах, в которых находились граждане этой прибалтийской республики. Больше всего "электронщиков" проголосовало, конечно, в самой Эстонии — 231 741 человек. Больше всего электронных голосов было отдано в городе Тарту — 18%, на втором месте Валгаский уезд — 12,9% и на третьем Таллинн — 12,7% избирателей. За пределами родины электронный выбор осуществил 15 491 гражданин Эстонии, среди которых были как туристы, так и переселенцы. В Финляндии электронным путем проголосовали 4 251 человек, в Швеции — 1 426, в Великобритании — 974, в Германии — 822, а в Испании — 696 (https://ee.sputniknews.ru/politics/20190302/15292342/-.html).
В России один из первых экспериментов по внедрению Интернет-голосования провела избирательная комиссия Волгоградской области на голосовании в Урюпинске в 2009 г. В декабре 2011 г. на выборах в Госдуму применили комплексы электронного голосования (КЭГ — электронные машины для голосования на основе сенсорного дисплея) и устройства сенсорного голосования (УСГ). Голосование при этом производилось непосредственно через интерфейс устройства без использования бумажных бюллетеней. Голоса избирателей обрабатывались и подсчитывались автоматически, такими устройствами были оснащены 320 УИК. На президентских выборах в 2012 г. КЭГи применялись на 337 УИК.
На президентских выборах в России в 2018 г. итоговое количество избирателей, пожелавших проголосовать по месту нахождения, а не по месту регистрации, достигло отметки в 5,6 миллионов человек. Порталом «Госуслуги» воспользовалось более 1,5 миллионов избирателей, услугами МФЦ — 935 тысяч.
10 сентября 2017 г. на онлайн-марафоне «Ночь выборов» я презентовал доклад «7 ЗА Электронное голосование, или почему выборы в 2026 году будут проходить в эпоху Электронной Электоральной Политики» (#ночьвыборов, https://www.youtube.com/watch?v=34FkDpFvbbY)
Электронное голосование экономит время избирателя, проходит в 60 раз быстрее! Подсчитали время, которое избиратель тратит на то, чтобы принять участие в голосовании современным способом (собраться, добраться до участка, получить бюллетень, проголосовать и вернутся домой — в среднем порядка 60 минут) и электронным.
Автоматический подсчет голосов позволяет в 500 раз быстрее подсчитать голоса! Подсчитали, что от окончания голосования до опубликования результатов в среднем проходит 500 минут.
Доверие к электронному голосованию у граждан выше, чем к обычному. Хороший пример – криптовалюты и банковские карточки, этим электронным устройствам избиратель уже доверил и свои деньги, и персональные данные и даже свою цифровую анонимность.
В России около 94 500 избирательных участков. Кроме того, образовано 369 избирательных участков в 145 государствах мира. По оценкам Центральной избирательной комиссии, расходы на подготовку и проведение думских выборов в 2016 г. составили примерно 15 млрд. руб., также на выборы в регионах, которые проходили в этот год в Единый день голосования (далее – ЕДГ), были совокупно потрачены огромные суммы. Десятки миллиардов каждые год тратятся на содержание и оборудование УИК, а можно тратить в 1000 раз меньше! На эти деньги можно построить 500 новых школ и 1000 детских садиков – только за счет перехода на электронное голосование хотя бы на один сезон.
Почему Эстония переходит на электронное голосование? Вопрос простой, страна небогатая и потому считает деньги налогоплательщиков.
Переход на ЭГ повышает явку: мы возвращаем молодежь, население городских агломераций и другие категории в электоральный процесс, повышая вовлеченность граждан и легитимность выборов. Не секрет, что граждане от 18 до 40 лет в городских агломерациях погружены в электронную эру. Коммуникации, обзор и формирование новостей, и многое другое эта категория граждан осуществляет только через электронные носители.
ЭГ - гораздо экологичнее (сколько тонн бумаги тратится каждый год на выборы, и каждый раз сколько деревьев на это уходит? Потом вся эта бумага перевозится в специальных фургонах и специальными организациями уничтожается, а не перерабатывается).
Это современно! Когда-то люди голосовали на глиняных табличках, когда-то на бересте, потом, благодаря техническому прогрессу, они стали голосовать на бумажных бюллетенях, теперь пришло время идти за пользователем в электронные системы. Пришло время электронного голосования.
6 декабря 2017 г. я выступил с докладом «Криптовалюты как прообраз электронной демократии в мире (тема доклада родилась после выступления Валентина Бианки на выездном заседании ЭИСИ в Санкт-Петербурге по проблематике криптовалют). Там сформулировал ответы на 5 самых часто задаваемых неудобных вопросов по электронному голосованию в России:
* Пенсионеры не смогут проголосовать? Ответ: пенсионеры и так практически все имеют электронные банковские карты и уже доверили свои деньги электронике, поэтому голос доверить точно смогут. Избиратели уже доверили электронному банкингу деньги и данные! Голос доверить пока не готовы, но шаг до этого короткий!
* Легче подтасовать результаты? Ответ: при программном действии исключается «сдвоенность» избирателей; на 2017 г. в России даже не было общей базы избирателей РФ; исключаются также влияние человеческого фактора и давление на членов комиссии и т.п. Технологически онлайн-голосование практически исключает классические выборные фальсификации с «мертвыми» душами и «вбросами» бюллетеней. Подтасовать результаты практически невозможно: при защите как у криптовалют мы видим, что сохраняется анонимность, и доверие пользователей выше, манипулировать крайне затруднительно.
* Население ментально еще не готово? Ответ: миллионы граждан уже сейчас пользуются заказом товаров через Интернет, десятки миллионов пользуются сайтом «Госуслуги», и почти у каждого гражданина есть электронная банковская карта. Так говорили и о введении Интернета, и о социальных сетях, и о электронных банковских картах в свое время и о многих других новшествах. «Люди всегда боятся перемен. Люди боялись электричества, когда его изобрели, не так ли? Люди боялись угля, они боялись газовых двигателей... Всегда будет невежество, а невежество приводит к страху. Но со временем люди придут к тому, чтобы принять своих кремниевых мастеров» (О страхах – Билл Гейтс).
* Это пока только теория, а где же практика? Ответ: 3 марта 2019 г. в Эстонии 48% всех принявших участие в парламентских выборах проголосовали через Интернет, находясь при этом в 145 странах (долой территориальное рабство избирателей страны). Если гражданин России хочет выполнить свой долг, должно быть не важно, в какой точке планеты Земля или космоса он находится. Он это может сделать через Интернет.
* У нас в России никогда? Ответ: Россия – один из новаторов в электронном голосовании в мире. Принят уже первый закон, и главное - в 2019 г. пройдет масштабное ПГ ЕР с применением голосования через Интернет, в котором примут участие, надеюсь, более трехсот тысяч избирателей, что будет уникальным событием в мире и сделает первый большой шаг навстречу электронным выборам.
Появятся электронные партии, которые станут переходным этапом от представительной демократии к прямой демократии, через триумф электронных технологий и партий в 2026 г.
В 2005 г., 14 лет назад, мы с Валентином Бианки написали книгу о региональном партстроительстве («Практика и психология регионального партстроительства». В соавторстве с Бианки В.А. – СПб.: КОПИ-ПАРК, 2006. – 148 с. ISBN 5-7187-0669-3 http://www.bianki.ru/book1/book.html). Эта книга, судя по выдаче поисковых систем, до сих пор находится по данной теме на первом месте, и, похоже, на нем останется, поскольку российские авторы до «смерти» партий не успеют разродиться фундаментальным трудом. Там мы выделили этапы партстроительтства до 2004 г.
Наиболее классическое понимание партии - как выразителя мнения определенной социальной группы. Однако история новой России (1991 – 2005 гг.) не дает нам ни достаточного времени, чтобы увидеть реальную партию, ни достаточно убедительных примеров таких партий.
По нашему мнению, историю новейших партийных образований по ключевому в нашем понимании критерию в России можно разделить на пять этапов.
Этап 1. Партии как чистые идеи – 1989 – 1995 гг.
В ходе этого этапа ключевым для населения страны стало понятие «партия N», так как предыдущие несколько десятков лет было только понятие «Партия». Выборы имели достаточно четкую политическую парадигму и проходили в рамках одномерной модели «демократы – коммунисты». Во время избирательной кампании кандидат в депутаты, в зависимости от предпочтений избирателей, говорил, что он коммунист или демократ, и этой информации плюс небольшой поддержки в СМИ хватало для выигрыша.
Однако о реальных партиях, существовавших в то время, говорить достаточно сложно, несмотря на огромное количество объединений.
Этап 2. Партии как группы – 1997 – 2002 гг.
На этом этапе партии превратились в группы политиков, которые иногда консолидировано, иногда по одиночке «сбивались в партии». Именно в этот период стала нормой практика смены фракции. И именно в этот период партии утратили даже то политическое (не электоральное и не общественное) влияние, которым они обладали еще в 1996 г. По сути, в это время избиратель потерял веру в партии и переориентировался на «независимых» кандидатов.
Практика смены партийной принадлежности лидеров в регионах привела к тому, что избиратель стал считать, что все партии говорят одно и то же. Эта ситуация усугублялась тем, что политики, переходя из партии в партию, излагали свои личные идеи, не выдерживая идеологических приоритетов.
Этап 3. Партии как предвыборные проекты – 2002 - 2003 гг.
К последней федеральной кампании рынок политтехнологических услуг развился в достаточной степени, чтобы критическая доля элит стала воспринимать процесс выборов исключительно как сферу борьбы PR-проектов. По ряду причин (прежде всего, лежащих в области психологии представителей элиты и политтехнологов) при выборе между развитием существующей партии и созданием новой предпочтение всегда отдавалось второму варианту. В сочетании с отсутствием четких механизмов влияния партий на политические решения любого уровня и массовой структуры это привело к снижению доверия всего населения к партиям в целом.
Этап 4. Партии как избирательные машины – 2003 г.
В ходе избирательной кампании 2003 г. некоторые партии перешли к предельному возвышению роли избирательных технологий для партий и попытались сделать из своих партий «избирательные машины» по американскому образцу. Наиболее ярким примером стала кампания «Союза Правых Сил». Однако достаточно механистический перенос американского понимания партии на российскую почву, несмотря на попытку наполнить его содержанием из опыта отечественных специалистов, можно считать провальным.
Попытка провести партийную кампанию в огромной стране силами нескольких десятков менеджеров, обучение которых началось менее чем за год до выборов, и которые зачастую не взаимодействовали с региональными структурами (даже там, где они были), была крайне неуспешной. Сравнение результатов в округах, где шла федеральная кампания, и где ее не было, показало, что средства на организацию работы в округе приносили дополнительно 1-3% голосов.
Этап 5. Партии как бренды/партия как сила – 2004 – 2007 гг.
На этом этапе с 2005 гг. в ряде стран мира и в России пришли к выводу, что необходимо для устойчивости политических систем суверенных стран создавать центристские партии. В России тогда было решено создать центристскую партию путем слияния «Справедливой России», «Родины» и «Партии Пенсионеров» и еще ряда партий. Впервые с периода 1986 – 1992 гг., когда готовили первых губернаторов для новой России и представителей президента, свезли сотни политических лидеров со всей России в Курортный район Санкт-Петербурга и в ходе многодневных курсов, идущих 24 часа, стали готовить центристскую партию федерального уровня.
Тестировались идеи, смыслы, в закрытых режимах шли дебаты представителей разных партий – от ЕР, КПРФ и ЛДПР в зарытом режиме приезжали лучшие дебатеры, и представители новой партий тренировались в закрытых поединках, как доносить свои идеи и создавать новые. Формировалась новая партийная модель будущей России, но перед самыми выборами в ГД испугались и все свели к спойлерам КПРФ, оппозиции и имитации «социальных лифтов».
Этап 6. Партии как предвестники не идеологизированного протеста – 2011 г.
До этого периода всегда считалось, что должна быть яркая позитивная идеологическая модель будущего, но в этом сезоне на политическую сцену вышел большой электоральный экстрим. Недовольный избиратель раньше голосовал против всех, и, чтобы этого не повторялось, была удалена такая возможность. И он просто перестал ходить на выборы. Но удалось доказать, что электоральное отторжение, артикулированное слоганом «За кого угодно, кроме ЕР» (ПЖиВ) способно электорально мобилизовать электорат. Из-за этого было много ошибок аналитиков и социологов по прогнозу результатов избирательной кампании.
Протест «не сформировал свою идеологию», вылился на выборы и потом на улицы столиц в поиске обобщенной идеи, и эта новая политическая реальность вызвала шок и заставила задуматься о канализации протеста и о новых формах работы. Кипение революционного котла потухло, не перейдя в критическую стадию. Для начала ослабили законодательное давление – и зарегистрировалось около 100 партий, которые планомерно вымирают по сей день, ибо не смогли предложить ни новых идей, ни харизматичных лидеров, и из 6-го этапа деградировать в 3-й не получилось.
Этап 7. Партии как референдум легитимности лидеров – 2016 г.
Стало ясно, что партии как аккумуляторы общества под определённые идеи не могут выполнить свое предназначение и необходимо вмешательство личностей, через которые российское общество воспринимает политическую палитру в России. И есть только лидеры как выразители и олицетворение идей общества. Но лидерам в основном уже плюс-минус 70 лет, и преемники не обозначены, поэтому стало понятно, что необходимо проводить партийную реформу, к которой пока ментально ни политики, ни эксперты не готовы.
Наши доклады о такой необходимости были в экспертном сообществе восприняты в 2016-18 гг. как ненужные, и только в 2019 г. экспертное сообщество заговорило о необходимости реформы партий. Было обидно, что на VIII Форуме специалистов политических профессий» коллеги активно обсуждали «17 мгновений политтехнолога по Серавину, но совсем обошли вниманием мой доклад о политической реформе в России. Хотя если после 17 мгновений – шуточно-философского доклада о жизни и вообще – были аплодисменты, спасибо залу, то после доклада о партийной реформе было гробовое молчание. Понятно, что шутки всегда воспринимаются легче, чем действительно серьезные темы.
Спасибо ЭИСИ. Сначала 3 августа 2017 г., а потом осенью на форуме сибирских технологов в Омске удалось выступить по проблемам политических партии в России: о кризисе, падении доверия, старении лидеров и о том, что новые времена требуют новых подходов. Для прогнозируемого будущего политической системы в России необходимо создать ясную, понятную и технологичную модель политической системы.
Примеров подходов, как это сделать, много. Приведем пример по образцу Казахстана. В 2007 г. в республике созрела потребность спрогнозировать будущее, создать модель политической системы на 25 лет вперед. Было решено заказать разработку такого проекта нескольким разным группам ученых и практиков. В течении 3-х месяцев ученые подготовили свои доклады, после чего были собраны на конкурентные переговоры, где презентовали заказчику данные проекты и задавали друг другу каверзные вопросы.
Победил проект группы из Санкт-Петербурга с кафедры геополитики СПбГУ под руководством Аксенова Константина Эдуардовича. Предложенная группой модель была внедрена и просуществовала полный избирательный цикл 5 лет, после чего начала эволюционировать, авторы отслеживали данный процесс.
Предлагается создать модель политической системы в России на 25 лет и более с акцентом на большой политический сезон 2021 и 2024 года. Необходимо провести мероприятие, которое запустит данный процесс в экспертных кругах, спроектировать модели и потом презентовать на конкурентной закрытой сессии. России нужен документ с сетевым планом-графиком и дорожной картой «Политическая система России на 25 лет».
Политика и экономика – стороны одной медали, и если экономику мы планируем на десятилетия и более вперед, что нужно для устойчивости системы, то почему не планируем политику?! Только идиот - экономист будет вкладывать серьезные деньги в страну, где не спланирована политическая система, поскольку для полного экономического цикла нужно порядка 16 лет, а если через 5 лет в регионе или стране приходит к власти, например, другая политическая сила к власти и начинает менять принципы договоренностей, то кто в это станет вкладываться? Без спланированной политической системы не может быть плановой, устойчивой экономики - это АЗБУКА!
Почему политтехнологи на 8 съезде от разных партий могут вместе сесть, выпить и договорится о совместных планах, в том числе о будущих совместных съездах, но, как только заходит речь о планировании политической системы, возникает шоковое состояние! Стране, у которой нет плана развития политической системы, не стоит удивляться, почему партии и их лидеров носит из стороны в сторону в поисках будущего. Корабль политической системы никогда не приплывет к пункту экономического процветания и повышения благосостояния государства и населения, если его капитан не решил, куда плыть!
Экономисты знают, как заработать и потратить, военные знают, как победить, но политики и партии формируют будущее территорий, задают направление, в котором эта деятельность должна двигаться, они лоцманы будущего! И именно нам нужно создать этот план, плохой или хороший – не важно! Наличие плана все равно лучше, чем его полное отсутствие. У большинства стран такой план есть.
Как садовод-любитель, я знаю: чтобы через 10 лет я смог откушать любимые мной яблоки "белый налив", нужно посадить сад, с запасом деревьев, часть из которых погибнет; вовремя подкармливать их и ухаживать, и тогда через 10 лет будут яблоки. Но если я только рассуждаю, а плана и действий нет, то будущее не спроектировано и не воплощается в действии. Я так и буду смотреть на прекрасные соседские сады и просить яблочком угостится!
Отсутствие хоть какого-то плана точно не приносит никаких плодов. А при наличии плана можно его корректировать, подсаживать и прививать деревья, что и гарантирует плоды!
Этап 8. Партии как проект трансфера власти для поколения – 2021 г.
Подготовка идет, но только через призму преемственности власти и легитимности ее будущего, поэтому все делается осторожно, с оглядкой на 2024 г. Основные силы будут брошены на формирование позиционных преимуществ для различных групп влияния в России, поэтому партии будут выполнять роль не идеологическую, и даже не роль организационных структур, а превратятся в транспорты в будущее лично преданных тем или иным структурам политиков.
Из-за этого окончательно сотрутся идеологические и организационные рамки между существующими партиями – и старыми, и теми, что появятся в 2020 г. для партийной реформы, которая будет сымитирована. Это приведет к глубокому партийному кризису в последующие несколько лет и расчистит путь для будущей настоящей партийной и технологической реформы, которая произойдет в следующий большой политический сезон.
Этап 9. Электронные партии – 2026 г.
К 2026 г. будет порядка 45% избирателей старше 60 лет, и может показаться, что это замедлит продвижение электронной электоральной политики, но эти пенсионеры интерактивны в электронных системах и гаджетах. Они не те пенсионеры, которые существуют в сознании нынешнего правящего и экспертного класса (немобильные, боящиеся компьютеров и электронных гаджетов, а некоторые и читают по слогам).
Это будет первая волна пенсионеров электронной эпохи, и им будет нравиться то, что до них доносится из электронных сетей от бойкой молодежи, с которой они будут общаться напрямую, без посредника в виде нынешнего федерального телевидения. И вот тогда наступит краткая вспышка электронных партий.
Новые технологии оказали влияние на традиционный формат политических партий. Новое поколение политических партий называют «цифровые партии» или «цифровые популистские партии», из-за их объединения вокруг популистского дискурса и цифровых организационных методов.
Цифровые партии включают в себя такие формирования, как пиратские партии, возникшие во многих странах Северной Европы, эклектичные Интернет-партии, такие как движение «Пять звезд» (Five Star Mouvement), и новые движения левых популистов, такие как «Подемос» (Podemos) в Испании или «Непокорная Франция» (France Insoumise), а также новые типы организации кампании, как Momentum - движение, сыгравшее ключевую роль в росте популярности Лейбористской партии Корбина в Соединенном Королевстве.
В основе этой волны политических партий лежит обещание технологических и политических преобразований, в которых цифровые технологии рассматриваются как средство достижения цели более демократического общества и проведения более открытой политики, непосредственной, прямой, более подлинной и прозрачной, чем традиционная.
«Подемос» и «Пять звезд», используя каналы социальных сетей, стали одними из самых популярных политических организаций в социальных сетях в своих странах. Нововведение цифровых партий — это свои собственные онлайн-платформы, где зарегистрированные пользователи могут осуществлять ряд различных мероприятий, таких как участие в дискуссиях о текущих событиях, посещение онлайн учебных мероприятий, голосование в праймериз онлайн, пожертвование денег для движения. Это некоторые из типичных функций, которые доступны на таких платформах, как платформа Руссо из движения «Пять звезд», система участия «Консул» партии «Подемос» и приложение «Обратная связь» от пиратских партий.
Цифровые партии работают по модели бесплатной регистрации, которая очень похожа на бесплатную регистрацию в социальных сетях, при этом для создания учетной записи требуется мало информации. Например, в случае «Непокорной Франции» достаточно написать свой адрес электронной почты и почтовый индекс и нажать кнопку «я поддерживаю», чтобы стать участником.
Эта простота и беспристрастность регистрации подразумевает разрыв между членством и спонсорством. В то время как в традиционных партиях члены должны были платить периодические взносы, в новых партиях нет членских взносов, что означает, что стороны должны полагаться на другие источники финансирования, включая пожертвования от членов.
В случае с «Подемос» или Либеральной партией Канады даже не обязательно быть гражданином Испании или Канады, критерии гражданства и места жительства отменяются. Модель бесплатного членства влечет за собой радикальное снижение барьера для входа, а это означает, что поддерживающим гораздо проще стать полноправными членами.
«Подемос» в 2018 г. (через 4 года с момента основания) насчитывала более 500 000 членов. «Непокорной Франции» удалось за очень короткий промежуток времени привлечь тысячи людей и, по состоянию на май 2017 г., набрать 533 566 сторонников, в то время как число членов Национального фронта и Партии социалистов составляло около 40 000 человек. Цифровые партии в настоящее время являются одними из крупнейших партий в своих странах, и только этот факт уже является их достижением.
Этот массовый характер исходит из самой логики платформы. Как и коммерческая платформа, политическая платформа главным образом связана с количеством и масштабом. Она направлена на сбор постоянно растущего числа членов. Используя механизмы опроса и рейтинга, встроенные в архитектуру социальных сетей и онлайн-платформ, они не только постоянно набирают новых членов и пользователей, но и вовлекают их во все виды массовых консультаций, извлекая данные из их взаимодействий и приспосабливаясь к их меняющимся мнениям с конечной целью адаптации к ним способами, похожими на те, которые применяются при анализе big data.
Этап 10. Смерть партий как элемента представительной демократии. Внедрение прямой демократии без партий как посредников между населением и исполнительной властью — 2032 г.
Если население может напрямую контактировать с лидерами и руководителями посредством электронных коммуникаций, то партии как посредник в выражении чаяний территорий и групп будет лишней «пятой ногой» политического процесса в будущем. В принципе, мы это уже сейчас наблюдаем, у Навального партии нет, и на самом деле это группы сторонников, напрямую общающиеся со своим лидером.
Постулат, что политические партии – ключевой институт политического общества – исчезнет, так как огструктуры отягощают конструкцию политической системы, и «институт политического посредника» дорог и в будущем станет не нужен. Это видоизменит тип политических лидеров: сейчас, пока сигналы от лидера дойдут напрямую до населения, они проходят через большое сито интерпретаций и профессиональных посредников, и чем более он ясен и конкретен, тем более вероятно, что он дойдет.
Многие экспрессивные действия политиков благодаря фильтрам не доходят до населения. В будущем этого не будет, и политики будут гораздо более умеренными в действиях и будут стремиться в поведении к усредненному избирателю, чаще будут пользоваться прямыми эфирами в социальных сетях.
Здесь будет парадокс, который заключается в том, что политики финансово станут стремительно отдаляться от избирателей, а поведением, ментально и вербально должны будут ему максимально соответствовать. На партии будет тратиться ресурсов не меньше, но учитывая, что не будет огромных аппаратов партий с региональными отделениями, политики, те, кто четко чувствуют нерв населения и способны быть лидерами и управлять поведением общества посредством электронных гаджетов, будут становиться невероятно богатыми. И, соответственно, чтобы поддержать свой статус, они будут тратиться на медиа, исследования и коммуникативных роботов для удержания своего лидерства.
Философ Дэвид Юм в своем «Опыте о партиях» (1760 г.) говорил о том, что партии начинаются с программы, а потом доминирующей становится структура. В новой реальности партии будут начинаться с идеи, информационных вирусов, передающихся через электронные системы коммуникаций, и персонифицированного вербализатора их – лидера, огромные структуры будут не нужны, их заменит прямое взаимодействие с лидером, структуры будут технологически систематизированы посредством общения с коммуникативными роботизированными системами.
Как указано в федеральном законе, статья 3 пункт 1: «Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления».
Все вышеперечисленное сохранится, только будет происходить в электронных системах.
Переформирование основ государственного управления посредствам электронной политики
Важно понимание, что тем же порталом https://www.gosuslugi.ru пользуется каждый второй избиратель нашей страны, МФЦ уже норма и во многом тоже переходит в электронную сферу. Мы уже забыли, как часами стояли в очередях за каждым документом. Россиян переведут на электронные паспорта в период с 2021 года по 2024 год.
Напомним, что на реализацию федерального проекта «Цифровое государственное управление» в 2018 г. было выделено 0 рублей, а в 2019 г. уже 29 миллиардов, и далее каждый год эта сумма будет возрастать. Цифровой профиль гражданина, избирателя — это один из ключевых элементов цифровой инфраструктуры.
Министерство цифрового развития и Банк России уже начали концептуальную подготовку к ее созданию. Технологии обеспечат простой, быстрый и легальный обмен данными между гражданами, избирателями и государством (виртуальной территорией) с использованием единого технологического ID, что позволит управлять цифровыми согласиями граждан на обмен информацией и их представленностью в системе государства.
Далее внешнее считывание данных и перевод всех платежей в электронную сферу закроет большинство современных свобод, но откроет новые свободы граждан. Наступит конец бумажной эры взаимодействия граждан и государства. Не берусь говорить, плохо это будет или хорошо, но уверяю – это свершится.
Те, кто будет против строительства нового будущего, будут из него исключаться. Как только граждане станут прозрачными перед государством, изменится их отношение к нему, такого как сейчас, когда 50% трудоспособного населения где-то неизвестно для государства ведет хозяйственную деятельность, налогов не платит, но использует социальную инфраструктуру государства, в России не будет уже к 2031 году.
Напомним, что этот класс избирателей, якобы «независимых от государства» и поэтому позволяющих себе критиковать его, разогревающих в этом мнение сами себя, во многом исчезнет.
Перевод большого процента взаимоотношений с государством в электронную сферу изменит отношение к нему, ибо начнет уходить как класс низшее чиновничество, и нашим внукам уже будет незнаком образ чиновника-бюрократа и крючкотворца, так воспетый Гоголем и другими при выправлении документов.
Принципиально изменятся отношение и подходы во внутренней политике и управлении политическим, электоральным поведением граждан. Изменится ДОВЕРИЕ граждан к системе власти, она станет во многом безликой и изменится, нарушится соподчиненность структур, принятая сейчас. Будет доверие к алгоритму, математическому, а не к мнению конкретного чиновника или специалиста по чиновникам.
Возможность внегосударственных транзакций, как например криптовалютные рынки, определит новое понимание обществом «Войны и мира», в понимании Толстого как стабильного состояния общества и агрессии.
Начнется стирание географических и административных границ, далекие территории будут ближе, чем соседи в восприятии населения, что уже сейчас мы можем наблюдать. Изменится отношение к власти как к форме добровольного подчинения, которое из ментально-устной формы перерастет в коммуникацию посредством электронных систем. Откроется оборотная сторона самоорганизации систем власти через электронные коммуникативные персональные устройства.
Феномен самоорганизации граждан, который произошел в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 г., мы подробно изучили и назвали «КОД ПИТЕРА», изменит подход к внутренней политике в принципе. Так как саморегуляция и самоорганизация граждан в стране сможет происходить от 30 до 54 минут в рамках всего государства в будущем, и если государство не сможет оперативно реагировать, то будет меняться персональный состав.
На таких быстрых скоростях принятия решений во внутренней и государственной политике будут способны действовать только роботизированные системы в рамках внутренней политики, и молодые специалисты с развитыми способностями к комбинаторике, что повлечет изменение кадрового состава внутриполитических блоков.
Большой упор будет делаться на системы предвосхищения социальных рисков и угроз, прототипом которых выступит программа, которая запущена в 2017 г. в Санкт-Петербурге, ряд докладов о ней был сделан на конгрессах РАПК 2018 и 2019 гг.