Город – это не конструктор
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов считает, что скандал, который разгорелся в Екатеринбурге вокруг строительства на месте действующего сквера православного храма, представляет собой ярко выраженный социальный конфликт и что власти должны пересмотреть подход к градостроительной деятельности, перестать рассматривать город как обычный конструктор.
Отмечу, что в основе взаимоотношений власти и гражданского общества лежит протоконфликт. Это означает, по сути, «вечно разлитый бензин», который в любой момент может вспыхнуть от неосторожной искры и вызвать серьезный пожар с самыми непредсказуемыми последствиями. Однако именно посредством этого «спящего», латентного конфликта граждане имеют возможность осуществлять общественный контроль за деятельностью властей.
Поэтому то, что мы наблюдаем в Екатеринбурге, – нормальный рабочий процесс конфликтологического взаимодействия между властью и гражданским обществом. Было бы гораздо печальнее, если в такой ситуации очевидного конфликта интересов общество никак не проявило бы себя. Реакция горожан показывает, что им не все равно и что они готовы бороться за свои права.
Перед нами один из самых распространенных типов социальных конфликтов – городской конфликт. Любой новый городской проект конфликтогенен по своей природе. Ничто не строится в открытом космосе, любая стройка всегда влияет на чью-то жизнь. Человек очень тяжело реагирует на изменение привычных ему условий жизни, облика города.
Нужно понимать, что город – это не только совокупность различных инфраструктурных объектов (школа, поликлиника, магазин, стадион, парк и т.д.), но и связанные с ними личные воспоминания жителей, эмоциональная привязанность к конкретным местам, – всё это значительно влияет на уровень психологического комфорта горожан. В этом смысле люди всегда очень консервативны, даже если речь идет о самых социально значимых улучшениях городской среды.
Поэтому власти должны пересмотреть подход к градостроительной деятельности, перестать рассматривать город как обычный конструктор. Это еще и люди, социальные группы с самыми различными интересами и взаимоотношениями друг с другом и властями, и при градостроительном планировании этот фактор обязательно нужно учитывать.
Есть такое понятие – право на город, оно существует недавно, несколько десятилетий. Это не юридический термин, а некая концепция, предусматривающая, что граждане могут принимать активное участие в градостроительстве. Так, нельзя считать, что архитектор, власть или застройщик лучше всех знает, что нужно людям. Это не так. Чтобы ориентироваться на нужды человека, следует прямо спрашивать у людей об их потребностях.
Конфликт в Екатеринбурге в очередной раз наглядно подтвердил этот тезис. Очевидно, что протестующие выступали не против строительства православного храма как такового, – это все-таки были не антиклерикальные выступления, – а против строительства храма именно на территории сквера, к которому многие местные жители уже успели эмоционально и психологически привязаться.
Уверен, что если бы власти более мягко подошли к решению этой проблемы, организовали бы масштабные обсуждения, то без труда подыскали бы другую площадку для храма, устроившую большинство местных жителей.
Вместо этого мы получаем территорию, население которой недовольно не только действиями местных и региональных властей, но и – в рамках неизбежной проекции – политикой федерального центра.
Благополучие социума состоит не только из его благосостояния и потенциала развития, но и из самоощущения, оценки качества своей жизни, желания покорять новые горизонты. Таким образом, локальный социальный конфликт в Екатеринбурге влияет на политическую ситуацию в стране в целом.
В этой связи необходимо подчеркнуть важность института медиации для урегулирования социальных конфликтов. Этот инструмент формирует доверие сторон друг к другу как базовое условие для достижения компромисса. Честные и открытые переговоры – по-прежнему самый эффективный путь разрешения любого рода разногласий.