Трамп больше не ловит хайп
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Артем Филиппов – о том, почему шокирующие реплики президента США Дональда Трампа утомили пользователей соцсетей.
Гигантское влияние, которое оказывает Дональд Трамп на пользователей интернета, похоже, стремительно тает. По крайней мере, именно такие результаты показывает статистика реакции на его вызывающие сообщения в соцсети Твиттер. Похоже, читатели потеряли прежний восторг от коротких реплик президента США. Что же произошло?
Социальные сети не могут не восприниматься в качестве важнейшего инструмента политической власти. Одним из самых активных пользователей этих сервисов является президент США Дональд Трамп, чей микроблог в твиттере превратился в инструмент по формированию американской политики. Однако в последнее время исследователи зафиксировали снижение влияние твитов американского лидера на общественное мнение.
Но сначала несколько слов об особенностях, которые сопровождают пребывание Трампа в соцсетях и, в частности, его аккаунтах в твиттере. 45-й президент США использует твиттер во многих целях: для контроля за новостными потоками и предложения новых идей на всеобщее обсуждение, отвлечения внимания от насущных проблем и атаки на противников, продвижения своей точки зрения и озвучивания официальных сообщений. Не стоит недооценивать и такое специфическое явление нашего времени, как «твиттер-дипломатия».
Дональд Трамп использует два аккаунта в твиттере: официальный – @POTUS («президент Соединенных Штатов») и личный – @realDonaldTrump. Интересно, что с июня 2017 года твиты в микроблоге @realDonaldTrump признаются в качестве официальных заявлений президента США. Одним из немногих членов команды Трампа, до сих пор работающих в Белом доме со дня его инаугурации, является Дэн Скавино, старший советник по цифровой стратегии (соцсетям) Белого дома, некогда управлявший гольф-клубом будущего президента и познакомившийся с Трампом в возрасте 16 лет. Большую часть своих твитов Трамп пишет сам, оставшуюся он выбирает из вариантов, предложенных Скавино.
Известно, что Трамп обращается к Скавино для проверки своей политики буквально по всем вопросам: от иммиграции до торговой войны с Китаем. Например, вскоре после того, как президент США объявил о планах вывести войска США из Сирии в декабре прошлого года, группа законодателей пришла в Белый дом, чтобы отговорить его от этой идеи. В ответ Трамп пригласил в кабинет Скавино со словами: «Расскажите им, насколько популярна моя политика». Скавино поведал о позитивной реакции соцсетей по поводу решения Трампа. Подобный внезапный поворот от геополитики к ретвитам и лайкам озадачил законодателей.
Это настоящая примета нашего цифрового века: человек, занимающийся мониторингом соцсетей, сидит всего в нескольких шагах от Овального кабинета и видит президента США несколько раз в день, превратившись в одну из самых влиятельных фигур Белого дома. По крайней мере, другие члены администрации Трампа, желая выведать настроение президента, зачастую обращаются за информацией именно к Скавино, как одному из самых доверенных людей Трампа.
Стиль микроблога Трампа – язвительный, яркий, несколько сумасбродный и не всегда последовательный. Президент США не стесняется в выражениях, когда атакует своих оппонентов (как политиков, так и целые государства) или дает советы поп-звездам. Конечно, это очень выделяет Трампа на фоне остальных мировых лидеров, наглухо застегнутых на все пуговицы. Даже раскованный Барак Обама, до сих пор пользующийся большой популярностью у американских мейнстримовых СМИ, никогда не позволяет себе подобных выходок.
Возможно, общий экспрессивно-оценочный характер президентских твиттов и явился причиной сначала бешеной популярности Трампа в социальных медиа, а с недавнего времени – падения к нему интереса и, соответственно, его влияния на текущую повестку. Согласно исследованию, проведенному социальной аналитической платформой CrowdTangle, показатель «уровня взаимодействия» американского президента в твиттере снижается с каждым месяцем его пребывания на своем посту.
Под «уровнем взаимодействия» понимается коэффициент, который используется для измерения активности пользователей твиттера. Он учитывает ретвиты и лайки, поделенные на количество подписчиков данного пользователя, с целью определения общего влияния каждого его сообщения в микроблоге.
Коэффициент взаимодействия Трампа упал с 0,55% в ноябре 2016 года, когда он был избран, до 0,32% в июне 2017 года и 0,16% в текущем месяце. За это время количество подписчиков @realDonaldTrump взлетело с 16,4 до 60 миллионов человек, что отчасти объясняет более низкий уровень взаимодействия.
Тем временем Трамп все чаще «чирикает» в твиттере: если в первые шесть месяцев в Белом доме в среднем он размещал 157 твитов ежемесячно, в последние полгода этот показатель вырос до 284. В течение мая Трамп в среднем публикует 22 твита в день, при этом 11 мая он разместил 71 сообщение, посвященное безопасности границ, тарифам и врагам-демократам. Незадолго до этого, 1 мая, он выпустил 84 твита и ретвита, пытаясь доказать, что американские пожарные любят его больше, чем Джо Байдена, чья президентская кандидатура недавно получила одобрение крупнейшего профсоюза пожарных в стране.
Одним из объяснений падения влияния президента США в интернете может быть тот момент, что его подстрекательские, агрессивные твиты, которые некогда шокировали, сегодня превратились в обыденность. Достаточно посмотреть, какие твиты Трампа завоевали наибольшую популярность в интернете.
На первом месте видеоролик, на котором будущий президент, некогда продюсировавший шоу рестлеров, бросает на пол человека с логотипом CNN вместо головы. Второе и третье место занимают два поста, в которых Трамп издевается и угрожает северокорейскому лидеру Ким Чем Ыну.
То, что становится нормой, уже не так интересно широкой публике. Президентская ругань в адрес ФБР и обвинения правительственных чиновников в измене стали чуть ли не ежедневным ритуалом. «Трамп атакует по все тем же направлениям и больше не шокирует, – считает Дэниел Дейл, глава вашингтонского бюро газеты Toronto Star. – Поскольку его выходящие за рамки нормального твиты сами превратились в норму, читатели слышат о них все меньше». То, что раньше было скандальным и новаторским (например, обвинения чиновников), стало банальным.
По мнению авторов журнала Psychology Today, Дональд Трамп сам пишет большинство своих твитов, потому что он, очевидно, наслаждается приливом дофамина в результате своей активности в соцсетях. Трамп зависит от эйфории, получаемой им от того, что он сводит людей с ума, утверждают критики президента. Так это или нет, но почти маниакальное пристрастие хозяина Белого дома к твиттеру очевидно. Соцопрос компании Morning Consult в марте 2018 года установил, что 72% американцев считают активность своего президента в твиттере чрезмерной и даже наносящей вред как самому президенту, так и образу США в мире.
Издание Politico прямо советует американским журналистам перестать выносить шокирующие твиты президента в качестве заголовков на первые полосы. В течение четырех лет с момента начала его избирательной кампании журналисты рассматривали ленту сообщений в твиттере Трампа сродни сообщениям Белого дома: в качестве официальных политических заявлений, которые не следует игнорировать.
Но с течением времени стало ясно, что микроблог одного из самых влиятельных людей планеты зачастую несет немного смысловой нагрузки. В нормальном медиапространстве каждое публичное выступление или статья, написанная лидером государства, превращается в новость, информационный повод, чего президенту США все очевиднее начинает не доставать. Большая часть его твитов – это самореклама и самопозирование, хвастовство и постоянное возвращение к темам, успевшим всех утомить.
Конструкции Трампа в твиттере являются не новостями, но всего лишь рекламной кампанией, а значит, они заслуживают понижения своей позиции в общем потоке информации. Остается лишь предполагать, отдает ли Трамп себе отчет в том, что теряет свою популярность и влияние в интернет-пространстве. И если да – что он предпримет в следующий раз?
Ранее опубликовано на: https://vz.ru/world/2019/6/2/979656.html