Нужна ли «реставрация» Советского Союза
Левада-Центр опубликовал результаты опроса, посвященного представлениям жителей России о Советском Союзе. В рамках проекта «Советский человек», социологи сравнили данные, полученные в мае этого года, с аналогичными материалами 2000 и 2008 гг.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Александр Шахов задается вопросом, станет ли ностальгия по Советскому Союзу основанием к росту популярности коммунистических идей.
Согласно докладу Левада-Центра, с течением времени негативный образ советского государства уходит из нашей жизни, всё большее количество людей оценивают советскую эпоху преимущественно в положительном ключе. Казалось бы, что это напрямую ведет к росту популярности партий коммунистического толка и идеологии социализма. Но отечественные социологи не отмечают подобной тенденции. Согласно их выводам, присутствует определенная «романтизация» предыдущей системы, но в то же время более половины респондентов указали на «собственный, особый путь» развития России, который не предполагает реставрации Советского Союза.
Это не первый случай, когда КПРФ не удается конвертировать свои локальные успехи в рост электорального рейтинга. Даже с учетом возросшего уровня протестной активности и появления нескольких новых лиц на коммунистическо-политической сцене (Грудинин, Шевченко, Зюганов младший и др.), парламентской партии так и не удалось существенно улучшить свои результаты. Возможно, причиной этого феномена является то, что мало кто расценивает КПРФ как оппозицию.
Опять же стоит напомнить, что спецификой нескольких последних выборов было то, что избиратель голосовал за кого угодно, лишь бы не за представителей ведущей партии. В качестве примера можно привести даже текущие выборы в Мосгордуму, где было зафиксировано рекордное количество самовыдвиженцев. Вследствие этого можно выдвинуть гипотезу о том, что КПРФ критически не хватает квалифицированных пиар-менеджеров, которые могли бы помочь им пересмотреть своё позиционирование, не поступившись при этом своими фундаментальными принципами.
Можно предположить, что результаты исследования раскрывают восприятие гражданами не только советского прошлого, но и своего положения в настоящий момент. Кто-то говорит, что тогда было лучше, а вот сейчас «как-то не очень». За счет идеализации и сакрализации своего прошлого на передний план выступают текущие проблемы. В итоге возникает ситуация, когда человек сравнивает прошлое, которое он частично забыл, и настоящее. А с учетом того, что на его восприятие еще влияет неисчислимое количество других событий (мнение окружающих, СМИ, внешние факторы и т.п.), противостояние эпох приобретает неравный характер. И не удивителен тот факт, что наибольшая доля «сочувствующих» была выявлена среди поколения, которое не застало ту эпоху. Речь, конечно же, о молодежи.
Когда мы говорим о молодых, всегда нужно учитывать несколько факторов. Первый, среди нового поколения всегда выше процент тех, кто желает каких бы то ни было перемен. Здесь можно вспомнить фразу, которую зачастую приписывают Уинстону Черчиллю: «У того, кто в молодости не был революционером, — нет сердца». Не стоит относится к этому изречению слишком серьезно, но в целом оно достаточно точно описывает общую тенденцию настроений молодежи в любой промежуток времени. Опять же это не ново, и описано в любом учебнике по общей социологии. Речь скорее идет о том, куда направлено это желание перемен или к чему оно может привести.
Второй фактор, на который хотелось бы обратить внимание – это роль государства в формировании общественного мнения. Празднование 9 мая в нашей стране стоит на втором месте после Нового Года. Например, акция «Бессмертный полк» уже перешла на международный уровень. Чествование победы невозможно без привязки к Советскому Союзу. В связи с ростом патриотических настроений в России повышается и уровень благосклонного отношения к советскому периоду. Здесь подойдёт фраза: «Я использую прошлое в настоящем ради будущего».
Третий, последний, фактор касается коллективной памяти, так как она напрямую влияет на восприятие современной молодежи. Коллективная память есть ничто иное как общая совокупность представлений людей, в данном случае, людей, живших в Советском Союзе. Это некий сборник мнений, стереотипов и образов, которые сформировались под воздействием событий того времени и были неким образом интерпретированы. Под подобными событиями можно подразумевать любые социальные изменения: продвижение по службе, улучшение бытовых условий или отсутствие конфликтов. Либо же преследование инакомыслящих, всевластие партии или гонения церкви.
Каждый советский человек пережил свой уникальный опыт, по итогу которого у него сложилось определенное отношение к предыдущей политической системе. Из чего далее следует, что чем сильнее это событие оказывало влияние на повседневную жизнь человека, чем чаще схожая ситуация происходила с его соседями, тем больше у нее шансов остаться в массовом сознании.
У любой коллективной памяти есть одна очень важная особенность – это забвение. Благодаря забвению в общественном мнении выстраивается иерархия событий, которая и позволяет современному поколению делать выводы о Советском Союзе. Данные же Левады-Центра наглядно демонстрируют нам, что на сегодняшний день количество положительных эпизодов из советской истории превалирует над отрицательными. Станет ли это основанием роста популярности коммунистических идей среди населения в будущем – вопрос открытый и весьма вариативный. Более того, стоит задаться вопросом, а насколько взаимосвязаны в сознании современных россиян понятия «советское» и «коммунистическое».