Город-бунтарь или рай для оппозиции?
Послушай приятель, ты не был в Тольятти…
(«Возвращение в Тольятти», Олег Митяев)
Эксперт Центра ПРИСП Павел Гусев вспоминает вехи тольяттинской политики и приходит к печальному выводу, что все меньше и меньше вменяемых людей рвутся во власть в городе с убывающим населением.
Начало эры города Т.
Маленький городок Ставрополь-на-Волге, переименованный в честь Секретаря коммунистической партии Италии 27.08.64 г., который организовывал первые забастовки на заводе «Фиат», со сменой имени сменил и курс с провинциального захолустья на передовой и прорывной город. Способствовало тому строительство нескольких химических гигантов: ГЭС и ВАЗ. Директор автогиганта автоматически являлся заместителем министра автомобилестроения, а позже и министром. В город хлынуло и прижилось огромное количество молодежи. Построен самый большой по размеру и численности район в стране – Автозаводский, с населением в полмиллиона.
После такого преобразования город стал лакомым куском и для политиков тоже, в результате чего от Тольятти в Совет народных депутатов РСФСР избирался сам Суслов – «серый кардинал» и идеолог КПСС.
С развалом же Союза, когда у всех было все очень-таки плохо, в Тольятти было наоборот. Да, в целом развал экономики отразился на благосостоянии, но химические гиганты по-прежнему гнали на экспорт эксклюзивную продукцию (карбамид, удобрения и пр.), а дефицит на автомобили и вовсе не собирался пропадать. Пешеходов было значительно больше собственников авто. В общем - деньги в городе водились, а они, как известно эхо политики. Или, наоборот.
Лихие и проклятые
В 90-е годы Тольятти славился не только массовыми перестрелками средь бела дня, но и тем, что в местные бутики заезжали закупаться гости из областей со всего Поволжья; как и в советские времена, город оставался передовым и манящим. Было что делить и воровать. Такие люди, как Кох и Березовский так же бурно начинали свою деятельность в Тольятти. Соответственно, и к политическому разделочному столу стремилось немало желающих стать мэрами и депутатами. Те, кто ими становились не были застрахованы ни в 90-е, ни позже от неприятностей и нападений со стороны конкурентов. В частности, были убиты бывший мэр Жилкин, депутаты Степанов (старший) и Иванов. Мэр Уткин был посажен.
Город был перенасыщен конкурирующими ядовитыми «политическими животными», успех которых на выборах определялся наибольшим количеством заказанных к избиркому автобусов, напичканных избирателями, которых ждали на выходе с досрочного голосования продуктовые наборы. Так они и назывались – «окорочковые выборы».
Со временем малиновые пиджаки с золотыми крестами стали выходить из моды, и на предвыборные кампании стали приглашать весьма цивильные и раскрученные фирмы, такие как «Никколо М», «Апостол» и пр., которые всячески призывали не отстреливать конкурентов, уверяя заказчиков, что всегда есть иные методы. Хотя бы черный пиар.
Культура робко зашла в город Т.
Итак - в город Т. пришла культурно-политическая цивилизация. Бывшие «авторитетные бизнесмены» стали просто уважаемыми бизнесменами, брали курсы этикета, спонсировали политические партии, и открывали портмоне чаще, чем рты, ибо из уст часто выглядывало нелицеприятное прошлое. Все, кто был как-то связан с политикой понимал, что за каждой политической партией, имеющей мало-мальский вес стоят ребята из «братвы».
Произошел парадокс. В то время, как в большинстве регионов административный ресурс решал исход выборов, в Тольятти, как ни странно, проходили конкурентные и относительно честные кампании. Председатель ТИК города дружил со всеми представителями и не хотел быть «прибитым» ни одной из сторон. Он призывал убеждать избирателей словами, программами и окорочками. Решать же результат вбросами и ресурсом не желал - жизнь одна. У обиженной стороны могли «отрасти старые привычки» - хвататься за огнестрельное. В результате таких пацанских и «по понятиям» выборов созывы дум были весьма разношерстны.
Думы разных созывов конфликтовали с городской мэрией, фракции с фракциями, депутаты с депутатами и вообще - кавардака хватало. А где бардак – там и разворовывание муниципального имущества и всякого там лобби.
Прорастание вертикали
Затем силовики - МВД и ФСБ (с 2007 г.) стали активно вытеснять по команде сверху из политических верхушек и партий тех, на ком уж совсем «пробу ставить» было негде в плане криминала. «И запахло цивилизацией».
Но не всегда что свежо и прогрессивно хорошо «высшим властям». Привычка к относительно-честной борьбе «без административного беспредела» приводила к тому, что избранные созывы Думы не устраивали областной центр - Самару. То, чего хотел губернатор часто не хотели тольяттинские депутаты. В 2007-м году был случай, когда в течение полугода дума Тольятти не могла собрать кворум для заседания.
Так тольяттинская политика из бандитской стала «мятежной». Вдобавок местный электорат оказался ретив, и не желал по указке голосовать за представителей партии власти.
На президентских и парламентских выборах Тольятти никогда не давал «милый взору» результат. Депутат Госдумы от ЛДПР Юрий Коган однажды в телеэфире заявил: «Тольяттинцы — это нация, с ними нужно считаться».
В 2008-м году по «беспределу», пардон, опираясь на закон «Об авторском праве» был снят молодой кандидат в мэры Сергей Андреев – лидер Общественного движения «Декабрь».
Суть снятия была такова, что на предвыборном плакате Андреев был сфотографирован на фоне ДКиТ «ВАЗа», не спросив письменного согласия у семи архитекторов этого здания.
Законом «Об авторском праве» поставили мэром инженера Ваза Пушкова, который был этим обескуражен в течение всего срока, наверное, поэтому о нем и нечего вспомнить.
К выборам 2009 года в Тольяттинскую городскую думу Общественное движение «Декабрь», выросшее из бывшего «СПС» подготовилось юридически сильней, в результате чего 1 марта 2009 года либералы проводят пять депутатов… Это было беспрецедентно.
В результате такого тольяттинского «курбета» Государственная Дума «истерично со свистом» проводит в трех чтениях закон о запрете участия в выборах областного, республиканского и федерального уровней общественных движений, блоков и объединений.
В 2012-м году лидер ОД «Декабрь » Сергей Андреев побеждает на выборах мэра города представителя от партии власти Генерала МВД Шахова!
Избирательная кампания была настоящей гражданской войной: поджоги машин, избиение на остановках агитаторов Андреева. Вернулись в город жуткие черные технологии. Оппозиционному кандидату приплетали гомосексуализм, наркоманию и пасторство в баптистской церкви одновременно. Отец четверых детей в единственном браке был представлен в агитматериалах истинным сатаной. Почетный гражданин города пророчествовал, что с приходом Андреева «город умоется кровушкой». Бывали стычки в троллейбусах среди простых горожан, из-за мэрских предпочтений. После выборов на инаугурации все пророки мило поздравляли вновь избранного мэра.
Порядок железной рукой
И тут сгруппировалась Верховная власть. Пришедший, с губернаторского кресла Мордовии на такое же в Самару, Николай Меркушкин, прихватил с собой из Саранска «административный бульдозер». В результате чего осенью 2012 г. во всех округах кандидаты с партийными значками ЕР прошли в Тольяттинский парламент. Один из вновь избранных депутатов - рабочий с химического завода хлопал глазами в коридоре думы и клялся, что только лишь сдал в ТИК документы, и даже встречи ни одной не провел – что было правдой. Теперь, помимо термина выборы «по-чеченски» с явкой к 100% родился термин «Мордовский Страйк» - победа на всех округах тех, кого надо.
А после успокоилось. Несмотря на то, что мэр был как «не наш», работать он предпочел на конструктивной платформе с новым губернатором, хотя и имел рядом кусающую его думу. Конструктив в итоге привел Андреева к тому, что по окончании срока он стал главой Особой экономической зоны.
Задули красные ветра
В новейшем времени в политике Тольятти состоялись смена Меркушкина на более молодого и демократичного Азарова и выборы в Тольяттинскую городскую думу в сентябре 2018 года. На них, в связи с пенсионной реформой сокрушительно провалилась «Единая Россия», и на фоне нее же (реформы) в Думу зашли 17 (!) коммунистов. Некоторые из кандидатов-коммунистов победили с бюджетом по одномандатному округу в 60 тысяч рублей. Но в Тольяттинской городской думе нет никакого значения, в какие полотнища ты обмотан и каков значок на лацкане. Большее значение имеет, какой финансово-промышленной и деловой группе ты принадлежишь. Например, несколько лет лидер тольяттинских коммунистов Минчук работал у главного Единоросса города Ренца.
Не знающие о тонкостях политического закулисья тольяттинцы рассчитывали после победы КПРФ на «позитивчик», который муниципальным депутатам и достать-то и неоткуда.
Одно дело - всю предвыборку ходить вокруг памятника Ленину и орать – «нет пенсионной реформе!» А другое дело – зайти в думу и… ничего. В самом начале со стороны «красной фракции» изображали оппозиционность, но спорные вопросы никак не затрагивали горожан. Спорили о местах председателей комиссий, первого зама, председателя и прочей канцелярской чепухе.
В результате двухмесячной «Санта-барбары» избрали председателем представителя «ЕР», взамен нараздавпа кучу комиссий коммунистам. А что с того? После того, как в 2011-м году на город ОАО «АВТОВАЗ» сбросил свои непрофильные активы в виде детских садов и всяких там стадионов, домов культуры, которые тут же стали высасывать городскую казну, главным лозунгом кандидатов стал: «Мы воровать не будем, все разворовано до нас!»
На 12 июля 2019 г. муниципальный долг Тольятти составляет 5,915 млрд.рублей – это 30 с лишним процентов бюджета. Никакой кубышки, из-за которой можно было бы поторговаться и из которой можно что-то куда-то переложить не существует.
Поэтому приходиться коммунистам грызться то за то, чтобы отменили закрепление машин за некоторыми из депутатов, при этом голосуя за увеличение себе бюджетов на штат помощников. То начинают трепать нервы городской администрации по поводу управляющих микрорайонами, которые выполняют рутинную работу за 16 тысяч, чтобы их уволили. При этом вступают в полемику с губернатором, который институт управляющих микрорайонами приветствует.
Себе в заслугу вносят инициирование проверки со стороны МВД и контрольно-счетной палаты в отношении деятельности думы предыдущего созыва и ее председателя-единоросса.
Но как коснулось вопроса посерьезней, тут и вылезла неоднородность красной фракции. Компании-монополисту «Т Плюс» - поставщику горячей воды «приспичило» вырубить 5 га леса по осени для более удобного обслуживания одного из районов города, естественно за счет горожан (тарифа). После пожаров 2010-го года лес – больная тема. Плюс ко всему никто не говорит об инвестициях в свои же сети, а изыскивают средства у населения на данную затею. Так вот, когда встал вопрос – голосуйте «за», или мы обидимся не по-детски, четверо коммунистов (четырех именно и не хватало) проголосовали так, как надо было монополисту.
Народ, избравший последователей идей Ленина, был изумлен, и ропот разнесся немалый. По крайней мере, в СМИ и соцсетях.
После этого депутат Государственной Думы от КПРФ Леонид Калашников – куратор области устраивает встречи с тольяттинской фракцией, с целью мероприятий и поступков, которые бы не развенчали миф о народности красного бренда.
Сделать ему это будет сложно, потому что фракция поделена на четыре условные подфракции, у которых интересы не совпадают.
Нынешний созыв думы по суммарному образованию, количестве харизматиков, по идеям и компетенциям, пожалуй, самый слабый за всю историю. Одни нигде не работали раньше, другие нигде не работают сейчас. Несколько депутатов официальные банкроты, парочка не платят долгие годы алименты…
Когда не знаешь, что делать - делай что-нибудь. Это их правило. «Катали» два месяца «вату» по вопросу неудовлетворительной оценки деятельности главы города Анташева, а потом, ни с того ни с сего возьми 5 июня и поставь силами двух недостающих голосов «трояк». Правда это уже силами двух «жириновцев». Данному созыву думы остается только реагировать на федеральную повестку и рьяно что-то поддерживать или чему-то противиться. Для города они сделать ничего не смогут полезного, ибо не для того туда шли. Да и попали в нее некоторые волей случая. А ведь надеялись наивные бабушки…
Некоторые сбитые летчики – бывшие неизбранные депутаты пытаются формировать «могучие кучки» - команды активистов на будущий созыв. Энтузиастов-альтруистов, переживающих за город, и желающих лично что-то изменить. Но взрослые либо поумнели и разочаровались, а молодые валят из Тольятти с криком – «ура» в другие города.
И если раньше в Тольятти в адрес кандидатов звучало: «пойдешь на выборы против такого-то – лишим бизнеса», то скоро все может перевернуться в обратное: «не пойдешь на выборы – отнимем бизнес». Потому что все меньше и меньше вменяемых людей рвутся во власть и в политику в деградирующем городе с убывающим населением.
Так и до прямой демократии (по сути, настоящей) доживем. Сколько людей придет на сход на самую большую площадь, как руками проголосуют - то решение и примется. Шутка - назад пути нет. А за Тольятти горестно как-то.
Были ж времена…