Севастополь: перезагрузка власти в городе-герое
Президент России Владимир Путин подписал 11 июля указ об отставке Дмитрия Овсянникова с поста губернатора Севастополя. Место временно исполняющего обязанности главы города занял руководитель исполкома Общероссийского народного фронта Михаил Развожаев.
Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев считает, что отставка Овсянникова запустила процесс перезагрузки политической системы города.
Лучшие люди города и баланс между ними
Отставка Овсянникова привела к тому, что структура политического истеблишмента Севастополя вышла из состояния равновесия. Ранее политическая жизнь города представляла собой процесс балансировки интересов вокруг трех «центров силы» – экс-губернатора, Алексея Чалого и альянса главы регионального отделения «Единой России» Дмитрия Саблина с депутатом Госдумы Дмитрием Беликом. Саблин был направлен в Севастополь, чтобы консолидировать местные элиты. Однако на практике ему удалось лишь создать в городе новую группу влияния, что способствовало еще большей хаотизации и дестабилизации политического пространства Севастополя.
Саблин и Чалый заключили между собой некие договоренности и скоординировано противодействовали Овсянникову. Однако этот альянс изначально был ситуативным. Удаление их общего конкурента с поста губернатора лишило это партнерство наиболее значимого основания. В результате на политическом пространстве Севастополя остались два старых основных актора, взаимоотношения между которыми нуждаются в актуализации, и в то же время появилась новая фигура – врио Михаил Развожаев. Одновременно произошел распад «группы» прежнего губернатора, некоторые из членов которой (по разным оценкам, от 3 до 5 человек) могут войти в состав городского заксобрания, даже несмотря на смену первого лица региона. При этом сохраняется неопределенность относительно того, к какой из групп влияния они присоединятся в итоге.
Несмотря на обозначенную неопределенность во взаимоотношениях между условной «группой Чалого» и «группой Саблина-Белика», вряд ли стоит ожидать начала полноценной борьбы между ними. Вероятнее всего, данные «центры силы» начнут мягко конкурировать друг с другом. Переход к активному противостоянию объективно невыгоден обеим сторонам.
Фактор Чалого
Отставка уже второго губернатора после конфликта с Алексеем Чалым породила у многих ожидания относительно скорого возникновения конфронтации между лидером «севастопольской весны» и Михаилом Развожаевым. Однако подобные опасения имеют под собой весьма слабый фундамент. Несмотря на свою харизматичность и мнимую эмоциональность, Чалый является трезвомыслящим и рациональным политиком. Его противостояние как с Меняйло, так и Овсянниковым возникло не в силу личной антипатии, а по причине наличия объективных противоречий. Во-первых, у «группы Чалого» имеются вполне определенные экономические интересы, и оба губернатора Севастополя открыто игнорировали их. Во-вторых, внутри команды севастопольского бизнесмена весьма силен местный патриотизм. При этом у окружения Чалого имеется свое видение развития города. И каждый руководитель города, угрожающий выполнению этих планов, рассматривается командой Чалого как полноценный «враг». Если Михаил Развожаев сумеет проложить свой политический курс с учетом этих факторов, он вполне может избежать судьбы предшественников.
Отказ Алексея Чалого напрямую участвовать в выборах был воспринят многими, как знак того, что федеральный центр вынудил его ограничить свое присутствие в сфере публичной политики. Однако такого рода утверждения вряд ли соответствуют действительности. Во-первых, Чалый в принципе не нуждается в получении прямого доступа к постам во властной иерархии, пока их замещают люди из его команды. Достаточно вспомнить о том, что председатель заксобрания Севастополя Екатерина Алтабаева является одной из наиболее значимых лидеров в окружении бизнесмена. Во-вторых, в рамках своего выдвижения Чалый сумел параллельно собрать необходимое число подписей для людей, входящих в пул связанным с ним кандидатов от разных партий. На фоне решения этой задачи отказ Чалого сдавать подписи за выдвижение собственной кандидатуры не значит ровным счетом ничего.
Задачи и перспективы Михаила Развожаева
В первые месяцы пребывания на этом посту новый глава города наверняка постарается занять равноудаленную позицию от всех групп влияния. Вероятнее всего, федеральный центр поставил перед ним задачу действовать предельно аккуратно, не создавая поводов для новых внутриэлитных конфликтов либо массовых протестных выступлений. Сам Развожаев отвел себе месяц на оценку текущей ситуации. В настоящий момент перед ним стоят две достаточно сложные задачи. Во-первых, сформировать собственную команду, обеспечив как управляемость коллектива, так и широкое присутствие в его составе местных кадров. Нельзя забывать, что одной из причин конфликта между Овсянниковым и местными элитами было именно преобладание в органах власти выходцев из других регионов, так называемых «удмуртских». Во-вторых, необходимо оперативно разрешить основные проблемы, созданные его предшественником. Последние охватывают самый широкий круг сфер: ЖКХ (состояние местных очистных сооружений), экономика (конфликт с рядом потенциальных крупных инвесторов), взаимоотношения с региональным отделением «Единой России» (Овсянников вступил в открытый конфликт с партией власти, поддерживая ЛДПР и КПРФ) и т.д. От решения обозначенных задач во многом зависит, сможет ли Развожаев достичь стратегической цели – превратиться в медиатора для основных групп влияния в городе. Опыт его предшественников показывает, что попытки подчинения местных элит априори бесперспективны. Куда больший эффект может принести умелое маневрирование между фракциями истеблишмента и балансировка их интересов.
Предвыборные позиции «Единой России»
Несмотря на то, что за последние годы позиции «Единой России» в Севастополе были основательно подорваны, «партия власти» сохраняет хорошие шансы на успех в ходе грядущих выборов. Отставка Овсянникова положила конец конфликту партии и главы исполнительной власти региона, и это само по себе укрепило положение ЕР. В случае если врио губернатора сумеет внушить севастопольцам позитивные ожидания, и в то же время наладит партнерские отношения с партией, она вполне может получить дополнительно 10 – 15% голосов.
Отсутствие значимых угроз для «партии власти» обуславливает и слабость системной оппозиции, не располагающей серьезной ресурсной базой.
Таким образом, отставка Овсянникова запустила процесс перезагрузки политической системы города. Он открывает для Севастополя широкое «окно возможностей». Однако шансы на реализацию этого потенциала во многом зависят от того, сумеет ли Михаил Развожаев избежать ошибок своих предшественников. Однако понять это будет возможно лишь после завершения периода «медового месяца» между врио и городскими элитами.