Тренды спешат в провинцию, или Даешь молодежь
Эксперт Центра ПРИСП Павел Гусев – о политических трендах нынешнего выборного сезона на примере Самарской области.
Все, что творится сейчас в предвыборных кампаниях 8 сентября двух столиц, очень внимательно отслеживается далеко оттуда теми, до кого события «сейчас там», скоро станут реальностью «тут». В частности, в 2021-м году в Самарской области будут избирать Губернскую думу. Горизонт недалек, и что-то предпринимать кандидатам, политтехнологам и всем причастным нужно будет уже скоро.
Вживую стал наблюдать (бальзам по сердцу) как депутаты всех мастей настроили свои радиоприемники в авто на «ненавистное» и «вражеское» «Эхо Москвы», существующее на деньги «Газпрома». Оттуда, признают они, черпается более объемная и объективная информация.
«Конструктивная оппозиция» особо не волнуется, ибо как без нее? Все равно, пусть мелкие фракции, но пропустят. Беспокойство гложет одномандатников, и главным образом – единороссов.
- С чего бы вдруг? – спросите вы.
Отвечаю. Последние выборы в Тольяттинскую городскую думу продемонстрировали, что удельный вес «перекрашенного медведя» критически падает – хоть в коалу перекрашивайся (символ зоозащитников). У тех имидж менее кровожадный и программа какая-никакая есть. В отличие от «ЕР», зоозащитники и за пенсионную реформу не топили. Остаться любой ценой у власти за программу «ЕР» считать не будем.
Сразу выскажу личное мнение: «Подписи- не подписи, залоги - не залоги, фильтры- не фильтры…» — это все катастрофически поздно. Будучи сам из бывшим участковых инспекторов милиции за 5800 в месяц , в то время когда гайки на ВАЗе крутили за 10 тысяч (2006 год), я понимал, что любой «мент» – это тот же бедолага из народа, и по сути – представитель презренной и малооплачиваемой профессии, который со всеми несет тяготы не только службы, но и социального неблагополучия.
Когда же состоялась реформа МВД с существенным увеличением зарплат, а потом создание Росгвардии, то месседж ясен был как божий день, только выражать его можно с вариациями.
С моей колокольни манифест таков: «Граждане, а также граждане оппозиционеры! Прекращайте всякие гнусные и глупые разговоры о какой-то политике. Политику в стране делает сами знаете кто, а мы ему, все кто рядом, не щадя себя помогаем. Сами мы никогда не уйдем, и некому нам помешать в этом. Бросьте подобные бренные усилия - все тлен и химеры. Разберитесь сперва с нашими МВД, Росгвардией и (без иронии) всеми любимой армией (в которой гораздо существенней увеличилось по сравнению с МВД довольствие), и, если получится обойти этот вопрос, тогда у вас есть шансы на то, чтобы иметь шанс изменить и улучшить что-то на ваш (убогий) взгляд в нашей многострадальной, но процветающей и вставшей с колен Родины. Окруженной, конечно же, врагами как снаружи, так и внутри нее».
Плюс, в случае чего фразки из серии – «идите в суд, он независимый у нас». Произносится, правда, предложение интонационно «пойти в суд» как «семечек хотите?»
Но вернусь к конкретике сегодняшних дней. Основной тренд выдвигаться самовыдвиженцами и «как бы» беспартийными, будучи единороссом не ново, но, чтобы повально по всем округам как сейчас — такое впервые.
Были случаи, когда в праймериз «ЕР» принимали участие беспартийные и представители других партий. Часто было когда представители других партий вливались во фракции «ЕР». Но повальные отречения – это тренд года нынешнего.
Хасбулатов говорил: «Все зло в Россию идет из Москвы». Мода и политические тренды тоже.
Правда после горечи от «провала постпенсионного» на выборах 2018 г. многие единороссы то ли своим чутьем, то ли умных людей наслушавшись, стали понимать, что «рисовка» на фоне партийного знамени не принесет больше нужного гешефта и стали выходить «в люди».
Один из представителей «ЕР» в Тольятти – член политсовета, ранее работавший директором управляющей компании, взялся за ранее «дохлый» проект «Школа грамотного потребителя». По всему городу он круглый год встречается с председателями ТСЖ, ТСН, ЖСК и старшими по домам и учит грамоте как в сфере ЖКХ, так и правилам общения с управляющими компаниями. Тем самым к 2021-му году надеется набрать себе электоральные очки общественника-просветителя.
Другой позиционирует себя как радеющий всем сердцем за благоустройство. Третий возможный будущий кандидат пытается контролировать деятельность Фонда капитального ремонта Самарской области, который на самом деле практически прекратил свою деятельность в связи с отсутствием в нем денег, а бывшее руководство уже сидит.
Сфер для деятельности много, и при правильном подходе можно со временем заслужить авторитет и стать местными «Соболь», «Федермессерами», «Глинкой»…
Но часто так бывает, что самоотверженность, искренность, благородство намерений и главное – результаты на пользу общества, бьются о внутрипартийную бюрократию.
Лично знаю с пяток знакомых, которые пришли в «ЕР», когда у них еще «борода не росла», а сейчас уже по двое детей имеют. Радовались они сперва, что их назначали главами территориальных ячеек, числом в пятнадцать человек, ответственными за массовые мероприятия (посадки деревьев, митинги и пр.), а потом они осознали, что какими бы они ответственными ни были с двумя высшими образованиями, партийная машина дальше подачи микрофона и блинов на масленицу их не пускает. Вверх по лестнице идут совсем другие люди.
Более того, любой праймериз, в котором может принять участие «каждый», превращается в «активную зону тектонического сдвига» внутри партии. Все грызутся со всеми. Сам дважды наблюдал подобные процессы. А самое главное, что участие в данной, кооптируемой из США процедуре абсолютно не бесплатно. Это я не про агитматериалы и тот минимум, который необходим чтобы нести себя в массы. Я о том, что, видя этих претендентов, жаждущих и алчущих пройти куда-нибудь в законодательное и представительное, старшие товарищи начинают «активно помогать», предлагая походатайствовать перед кем надо. Менее опытные берут кредиты, продают машины, иное имущество, надеясь, что пятилетнее пребывание в какой-нибудь думе окупится, но масса людей на этом погорела. В одной из избирательной кампании, в рамках праймериз «ЕР» я насчитал 4 кассы, которые собирали суммы за «входной билет». Причем это так именно и называлось «пролетели».
Ни для кого не является секретом, что любая политическая партия – это ретейлер по продаже депутатских мандатов, но для чего было перенимать от «врагов» демократическую процедуру праймериз и превращать ее в балаган, в котором однопартийцы «мочат» друг друга похлеще чем оппозиционеров?
Ко всему выше написанному я не могу сформулировать однозначного вывода, морали или пророчества. Но стремление властей к ландшафту пустыни, даже с точки зрения повседневной жизни кроме безнадеги ничего не вселяет. В обществе нет «кислорода» - ничего не происходит, ничего не растет кроме ненависти к себе у избирателя, что он не может ничего сделать, чтобы у него были в органах власти его, избранные им кандидаты.
И я лично надеюсь, что у молодежи хватит сил и терпения переломить данную ситуацию, мы, 80-ки, силы сейчас больше на воспитание детей тратим, на ветряные мельницы сил все меньше.