Электронное голосование: Общество готово к переменам
Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев - об итогах тестирования электронного голосования в Москве.
Второй из трех этапов публичного тестирования системы электронного голосования, которую планируют задействовать на выборах депутатов в Московскую городскую думу VII созыва, завершился 23 июля.
На грядущих выборах в МГД электронное голосование планируется использовать в пределах трех избирательных округов: № 1 (Зеленоград), № 10 (Северный, Лианозово, Бибирево) и № 30 (Чертаново Центральное, Чертаново Южное). За счет этого около полумиллиона жителей столицы получать возможность голосовать из дома, при помощи компьютера или смартфона. Техническим обеспечением этого процесса занимается Департамент информационных технологий (ДИТ) города Москвы. Реализация задач внедрения системы голосования и контроля над ее работой поручена Мосгоризбиркому и Электронному штабу («е-штабу») Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами депутатов Мосгордумы VII созыва.
Система электронного голосования построена на основе технологий блокчейна. Электронные бюллетени хранятся в системе, к которой одновременно подключены все пользователи. Благодаря этому любые попытки изменить хранящуюся в ней информацию одновременно отображаются для всех участников сети. Соблюдение анонимности гарантирует использование ключей шифрования. Информация о содержании виртуального бюллетеня не сохраняется ни в браузере пользователя, ни на сервере администратора. Результаты голосования сразу передаются в блокчейн-систему.
В рамках второго этапа тестирования москвичам было предложено ответить на вопрос: «Как Вы считаете, что нужно делать с бездомными собаками и кошками в Москве?» Как сообщил в интервью изданию «Коммерсантъ» заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Артем Костырко, вопрос, вынесенный на голосование, был выбран по принципу «волнует всех и каждого», чтобы привлечь к тесту как можно более широкую аудиторию. Для участия в голосовании зарегистрировались 4533 участника, из них 3568 в итоге получили виртуальные бюллетени. Явка, таким образом, составила 78,7%.
Второй этап тестирования системы прошел достаточно успешно. Система в течение всего периода голосования (12 часов) успешно принимала бюллетени, зашифровывала и расшифровывала информацию, а также без сбоев подготовила протокол. Перерывов в функционировании системы не было, сбоев, которые привели бы к остановке трансляции, также не произошло.
В рамках прошедшего 11 июля первого этапа тестирования (привязанного к выборам лучшего председателя студенческого совета Москвы 11) приняли участие 1253 человек из 1794 зарегистрированных участников. При этом в рамках первого этапа имели место серьезные технические сбои. По словам сопредседателя движения «Голос» Григория Мельконьянца, начиная с 17:00 данные о результатах перестали обновляться. При этом было достоверно известно, что участники продолжают голосовать. Все обнаруженные проблемы были устранены к моменту начала второго этапа. В отличие от первого этапа, 23 июля у участников голосования также появилась возможность проверить, правильно ли учтен его голос.
Итоги второго этапа тестирования прокомментировал политтехнолог, президент Ассоциации электронной электоральной политики, эксперт Центра ПРИСП Александр Серавин.
Как президент Ассоциация Электронной Электоральной политики, я последние 5 лет активно продвигал в своих выступлениях мысль о том, что электронное голосование – это неотъемлемый элемент избирательной системы будущего, которая сформируется в России уже в ближайшей перспективе. Выступая в 2017 г. на «Ночи выборов», я говорил, что это в том числе коснется в обозримой перспективе и конкретно Москвы. Никто из зала не поверил мне. Никто, хотя были представители всех партий и ведущие политтехнологи, это было большое мероприятие. Но будущее наступает не тогда, когда мы к нему психологически готовы, а когда появляются соответствующие технологические средства, которые делают нашу жизнь проще, легче, дешевле и доступнее. Электронное голосование показывает одну крайне важную вещь. Оно обходится бюджету в тысячу раз дешевле, чем голосование традиционное. В странах, где считают расходуемые из бюджета деньги налогоплательщиков, электронное голосование развивается активнее всего. Например, в Эстонии. У них, например, прошли парламентские выборы, на которых почти половина избирателей проголосовали через Интернет. Мы не должны лишать граждан права выполнить свой долг. Электронное голосование делает выборы гораздо более доступными.
Критики называют два основных минуса электронного голосования. Оно якобы лишает выборы анонимности. Ничего подобного. Работа рынка криптовалют, где как раз важным фактором является анонимность, показала, что люди гораздо больше доверяют программам, нежели другим людям. И это относится и к электронному голосованию. Потому что надавить на конкретных бюджетников, которые сидят – считают голоса в УИКах и ТИКах гораздо проще, чем взломать программный код. Потому если ты взломаешь программу, она начнет давать сбои, и это будет видно. А конкретных людей можно принудить нарушить свой долг. Это бывает, не повсеместно, но бывает, мы все с вами прекрасно об этом знаем. Поэтому анонимность людей будет гораздо лучше защищена при электронной форме голосования.
Второй довод критиков – «мы потеряем пенсионеров» - ничего подобного. Пенсионеры уже давно пользуются денежные переводы на карточки и пользуются электронными платежами. И это для них гораздо выгоднее и проще. На это требуется меньше времени. Не надо идти куда-то и стоять в очереди. Это очевидная экономия времени. Раньше тоже казалось, что никто не будет покупать электронные билеты. Кто сейчас стоит в очередях? Раньше, я помню, просто адовые очереди были на вокзалах. Люди часами стояли. А сейчас все покупают билеты через электронные формы. При традиционном голосовании гражданин тратит на дорогу до участка и обратно и само участие в процедуре в среднем 50 минут, а при электронном голосовании будет тратить 1 минуту.
И я очень рад, что именно в Москве происходит переход к этой процедуре сразу в трех округах. Все технологические предпосылки уже созданы. Общество готово к переменам.