Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП
12.08.2019

Протесты и подписи: реформы как «лекарство от митингов»

 

Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев считает, что охватившая столицу волна протестов привлекла внимание к теме давно назревшей реформы сбора подписей.

От Сахарова до Сыктывкара: реанимированный протест

10 августа в Москве прошла акция протеста «Вернем себе право на выборы». Формально она проводилась в поддержку кандидатов от оппозиции, незарегистрированных на выборах в Мосгордумы. Однако в реальности требования протестующих носили более широкий характер. Претензии были выдвинуты не только к столичным властям, но и федеральному руководству. Расширение повестки митинга позволило придать акции межрегиональный характер. Акции солидарности со столичными оппозиционерами прошли в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Брянске и Сыктывкаре.

По разным оценкам, численность участников митинга в Москве составила от 20 до 60 тыс. человек. Если использовать в качестве основы для расчетов данные волонтерского объединения «Белый счетчик», впервые с периода «болотного протеста» оппозиции удалось собрать на акции более 55 тыс. человек.

Численность участников акции является существенной, даже если исходить из официальных оценок МВД (20 тыс. человек). Для сравнения, численность участников митинга против реновации в мае 2017 г. представители ведомства оценили в 5 – 8 тыс. человек.

В первой акции протеста оппозиционеров, по разным оценкам, приняли участие от 12 до 22,5 тыс. человек. Существенный рост численности протестующих особенно тревожен для власти на фоне событий, произошедших между двумя санкционированными митингами. В ходе несогласованных акций протеста 27 июля и 3 августа были задержаны более 2 тыс. человек. Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. Его руководство подозревают в отмывании денежных средств, приобретенных другими лицами преступным путем, в особо крупном размере. Одновременно СКР возбудил уголовное дело о массовых беспорядках в ходе акции протеста 27 июля. В Интернете была опубликована база персональных данных 3 тыс. «сторонников Навального». Еще ранее появился сайт ugolovka.info, создатели которого поставили перед собой задачу деанонимизации участников протестов. Непосредственно 10 августа воздействие этих факторов усиливали плохая погода и появившаяся возможность посетить крупные развлекательные мероприятия. Нельзя забывать о том, что протесты продолжаются уже три недели, а собственно август – не самое благоприятное время для проведения массовых политических мероприятий. Однако митинг 10 августа все равно привлек большее число людей, чем акция 20 июля.

Поводом для беспокойства во властных структурах может служить и позиция, занятая рядом лидеров общественного мнения. Oxxxymiron, IC3PEAK, Face, Данила Поперечный, Максим Покровский, Юрий Дудь, Леонид Парфенов и еще ряд медийных ЛОМов приняли участие в акциях 10 августа. Тревожным является и отказ ряда персон и творческих коллективов от участия в мероприятиях, которые позиционировались оппозицией как попытка отвлечь внимание общественности от митингов. Алексей Кортнев, Екатерина Варнава, «Ногу свело!», «Браво», Tequilajazzz, OQJAV и MANIZHA – вот неполный список шоуменов и групп, фактически решивших отмежеваться от представителей власти ради сохранения репутации в глазах поклонников. И это можно однозначно интерпретировать как признак роста влияния оппозиции на общественное мнение. Как справедливо отметил политолог Александр Кынев, протест становится медийным и модным. Попытки его маргинализации не дали ожидаемого эффекта.

Поводом для раздумий служит и разнородность массы оппозиционеров, пришедших на митинг. На акции протеста собрались носители самых разных идеологических номинаций и политических взглядов, от либералов до левых. Разнообразие взглядов перестало играть роль полноценного фактора раздробления оппозиции. Накануне митинга 20 июля на одной из «подготовительных» акций была объявлена минута молчания «по всем гражданам Украины и Грузии, погибшим в войнах с Россией». После этого появились прогнозы, что левые и правые не будут поддерживать либерально настроенных лидеров протеста. Однако этого так и не произошло. Рядовых оппозиционеров с левыми, консервативными и националистическими взглядами не оттолкнул даже отказ либералов предоставить слово спикерам с иными убеждениями. Речь, конечно же, не идет о примирении. Скорее степень ненависти правых и левых оппозиционеров к власти превышает их неприязнь к либералам. Укреплению вынужденного альянса между левыми и либералами способствует и то, что в отношении ряда кандидатов от КПРФ были поданы иски об отмене их регистрации.

Наконец, бросается в глаза существенное отличие нынешних акций протеста и столкновений власти и оппозиции в период Болотной. В 2011 – 2012 гг. власть сумела вывести на улицы своих сторонников. Осуществить это позволило существование мобилизационных «сеток», большая часть которых к настоящему времени уже утрачена. В «болотный» период Кремль мог опереться на корпус специалистов, владеющих всеми видами функционала уличных акций. Однако после 2012 г. они в массе своей также были «демобилизованы». Последствия этого ярко прослеживаются на примере такого сегмента «уличной работы», как создание видеоконтента. В 2011 – 2012 гг. на провластные структуры работали профессиональные видеоператоры, знающие, когда, кого, как и где нужно снять для выполнения задания. В настоящее время их заменяют сотрудники Росгвардии в гражданской одежде, не обладающие необходимыми навыками. В целом можно признать, что текущие успехи оппозиции – это долговременное последствие хронического недофинансирования молодежной и «уличной» политики.

Давно назревшая реформа

Реанимация протестного движения в столице – тревожный сигнал для российских элит.

Согласно данным ВЦИОМ за 28 июля, рейтинг доверия к Владимиру Путину упал до отметки в 30,4%. Для премьер-министра Дмитрия Медведева этот показатель составил 7,1%. Электоральный рейтинг партии «Единая Россия» составляет 32,4%. Власти необходимо улучшить стартовые условия для запуска нового электорального цикла и начала ожидающегося политического транзита. Однако новая вспышка протестов создает серьезный барьер на пути к этой цели. Более того, возникает угроза дестабилизации всей политической системы уже в 2021 г., в ходе выборов в Госдуму.

Кремль уже сталкивался с такого рода угрозами. В 2012 г. решить проблему помогла либерализация избирательного законодательства. В пользу того, что нынешние угрозы могут быть купированы аналогичным образом, свидетельствует характер поводов для начала протестных акций.
Роль «спускового крючка» в данном случае сыграл отказ в регистрации большинства кандидатов, представляющих несистемную оппозицию, на выборах в Мосгордуму. Причиной этого послужили претензии, предъявленные к предоставленным оппозиционерами документам. В первую очередь – к качеству собранных подписей. При этом сама процедура проверки подписей вызвала множество вопросов, в особенности – на уровне окружных избиркомов. 31 июля Мосгоризбирком вернул кандидату от партии «Яблоко» Андрею Бабушкину 4096 подписей, признанных недействительными окружной избирательной комиссией. Для сравнения: для регистрации кандидата в округе № 11, в котором пытался баллотироваться Андрей Бабушкин, необходимо было предъявить 5266 подписей.

Избиркомы нельзя голословно обвинять в фальсификации и злоупотреблении полномочиями. Однако вполне очевидно, что существующая система сбора подписей неэффективна. В пользу ее реформирования уже успели выссказаться как глава ЦИК РФ Элла Памфилова, так и председатель Мосгоризберкома Валентин Горбунов. Переход к сбору подписей в электронном формате или непосредственной явке подписантов в избирком способны устранить как источник поводов для конфликтов между кандидатом и комиссией, так и питательную среду для спекуляций вокруг темы выборов. При этом проблему необходимо устранять оперативно, до того, как она сможет повторно проявиться уже в ходе федеральных выборов.
Владимир Шаповалов совершенно справедливо отметил, что в случае регистрации оппозиционеров последние все равно попытались бы оспорить итоги выборов осенью 2019 г. Однако следует учесть, что в этом случае их сторонники не отреагировали бы столь ярко. В оппозиционной среде изначально господствовали скептические оценки перспектив «независимых кандидатов» на выборах в Мосгордуму. Сильную эмоциональную реакцию оппозиционеров вызвала само отсутствие «несистемной альтернативы» в бюллетене в большинстве округов.

Как бы то ни было, охватившая столицу волна протестов сыграла и конструктивную роль. Она привлекла внимание к теме давно назревшей реформы сбора подписей и подтолкнула лиц, принимающих решения, к первому шагу в данном направлении. Остается надеяться, что эта инициатива получит дальнейшее развитие. Благодаря этому избирательная система сможет более полноценно выполнять одну из своих базовых функций: начнет работать в качестве полноценного ресурса снижения социального недовольства. В противном случае можно ожидать дальнейшего разрастания протеста и повторения беспорядков в Москве уже в 2021 г.

 kulaki mnogo

 
Партнеры
politgen-min-6 Протесты и подписи: реформы как «лекарство от митингов»
banner-cik-min Протесты и подписи: реформы как «лекарство от митингов»
banner-rfsv-min Протесты и подписи: реформы как «лекарство от митингов»
expert-min-2 Протесты и подписи: реформы как «лекарство от митингов»
partners 6
eac_NW-min Протесты и подписи: реформы как «лекарство от митингов»
insomar-min-3 Протесты и подписи: реформы как «лекарство от митингов»
indexlc-logo-min Протесты и подписи: реформы как «лекарство от митингов»
rapc-banner Протесты и подписи: реформы как «лекарство от митингов»