«Государево око» закрылось на оскорбления власти
Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о том, как генпрокуратура игнорирует жалобы об оскорблении государственных символов.
С момента появления в российском законодательстве норм, защищающих государственные символы РФ от оскорбления и надругательства, Фонд защиты национальных ценностей последовательно борется за воплощение в жизнь закрепленных в них правил. С одной стороны, Фонд противодействует попыткам отдельных чиновников, обвиняющих своих критиков в оскорблении государственной власти, использовать закон в личных интересах. С другой стороны, большие усилия прикладываются для «зачистки» социальных медиа от противоправного контента. Так, 18 июля 2019 г. социальная сеть Twitter была вынуждена удалить изображения, на которых государственный герб России был совмещен со свастикой. А сутки спустя компания Google удалила с видеохостинга YouTube ролик, в котором демонстрировалось сожжение флага России и совершение оскорбительных действий в отношении герба РФ.
Помимо того, ведется активная работа по созданию базы Интернет-публикаций, содержащих в себе признаки оскорбления государственных символов России. Собранные материалы не просто накапливаются. Их регулярно передают в правоохранительные органы. По данным на 27 августа, в Генеральную прокуратуру РФ, органы МВД и ФСБ от имени Фонда защиты национальных ценностей либо через его структуру было направлено 472 заявления. В них было указано 566 ссылок на Интернет-публикации, содержащие признаки оскорбления государственных символов.
Появление в распоряжении правоохранителей столь существенного пакета материалов должно было привести к началу масштабной кампании по удалению и блокировке противоправного контента. Однако этого так и не произошло. На сегодняшний день из 566 материалов, указанных в переданных Фондом заявлениях, заблокированы лишь 31 публикация. 5% выявленных материалов продолжают «висеть» в соцсетях.
Скептик мог бы усомниться: вероятно, представители Генпрокуратуры обоснованно не усмотрели в этих публикациях признаков оскорбления государственных символов. Однако факты свидетельствуют против этой версии. Например, на одном из распространяемых в Интернете изображений герб России уродливо искажен и совмещен с рекламой презервативов с подписью «настоящие г..ндоны». В другом случае на герб РФ вместо всадника с копьем наложено изображение свастики. Другой пользователь нанес на силуэт карты России, раскрашенный в цвета национального флага, нецензурное название, оскорбляющее граждан РФ. В некоторых случаях материалы, отобранные сотрудниками Фонда, содержат в себе призывы отделить от России конкретные национальные республики, в частности – Калмыкию.
Следует с сожалением констатировать: Генеральная прокуратура самоустранилась от выполнения возложенных на нее законом обязанностей.
Необходимо пояснить, как работает (с точки зрения закона) алгоритм блокировки материалов, содержащих в себе оскорбление государственных символов России. Первоначально граждане, представители организаций или правоохранительных органов должны обратиться в Генеральную прокуратуру с жалобой на появление материала, содержащего в себе оскорбление государственных символов. Затем сотрудники Генпрокуратуры обязаны изучить публикации в поисках состава правонарушения. Если он обнаруживается, готовится представление в Роскомнадзор о блокировке материала. После того, как представление подписывается Генеральным прокурором или его заместителями, документ передают в Роскомнадзор, который получает право заблокировать конкретный материал. Сроки рассмотрения жалоб и подачи представления при этом строго не регламентируются.
Однако на практике заявления, направленные в Генеральную прокуратуру, чаще всего не передаются в Роскомнадзор. В большинстве случаев их пересылают в органы прокуратуры нижестоящего уровня или структуры МВД, которые не наделены правом подавать представления о блокировке в Роскомнадзор. Как результат, никаких действий для блокировки материалов не предпринимается, и они остаются в свободном доступе.
Как уже было отмечено, Фонд направил правоохранителям 472 заявления. Из ГУ МВД России по г. Москве поступило 7 ответов о регистрации заявлений в книге учёта сообщений о преступлениях. Сведения о привлечении конкретных лиц к административной ответственности до настоящего времени в распоряжение Фонда не поступали.
Из Генеральной прокуратуры были направлены 4 ответа:
— от 18 июля о направлении материалов в прокуратуру г. Санкт-Петербурга;
— от 23 июля о передаче материалов в ГУ МВД РФ и Роскомнадзор;
— от 2 августа о передаче материалов в прокуратуру г. Москвы;
— от 5 августа о передаче материалов в МВД РФ.
Кроме того, из прокуратуры г. Санкт-Петербурга и прокуратуры г. Москвы также были получены ответы, что материалы, ранее направленные им из Генеральной прокуратуры, переданы для проведения проверки в органы МВД.
В одном из случаев в ответ на направленное заявление пришел пространный ответ, в котором сотрудников Фонда поблагодарили за гражданскую активность, не сообщив ровным счетом ничего относительно рассмотрения полученных материалов.
Полностью ознакомиться с перепиской с правоохранителями можно на официальном сайте Фонда.
В итоге мы приходим к неутешительному выводу: Генеральная прокуратура самоустранилась от исполнения обязанностей, предусмотренных ст. 15.1-1 федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Сам по себе факт того, что столь значимое ведомство игнорирует обязательства, возложенные на него законом, очень печален. Но особую остроту проблеме придает то, что представители Генпрокуратуры отказываются бороться с правонарушениями, направленными непосредственно против государства. И в данном случае их пассивность нельзя оправдать загруженностью «реальными делами». Основная часть работы уже сделана за них экспертами Фонда. Остается лишь надеяться, что проблема получит широкий общественный резонанс, и Генпрокуратура наконец начнет выполнять свои прямые обязанности.