Сахалин сигнализирует Москве
Через несколько дней жители Сахалина и Курил изберут губернатора области. Или не изберут – второй тур все еще под вопросом, то ли он будет, то ли нет, эксперты делают диаметрально противоположные прогнозы.
Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Даниил Ермилов рассуждает о том, какого же результата все-таки ожидать в единственном островном регионе России, и приходит к выводу, что выборы губернатора Сахалина – история не про выборы, а про переговоры сахалинцев с Москвой.
Если рассматривать кандидатуру Валерия Лимаренко, то, скажем прямо, он на Сахалине не слишком пришелся ко двору. Не потому, что он плохой. Он просто чужак: не так говорит, не так себя ведет, не так думает. Чужак – и все. Вот, когда зашел разговор о рыбалке: в его понимании рыбалка – это с удочкой на речке. А в понимании сахалинцев рыбалка – это нечто совсем другое.
Лимаренко - человек из другого мира. Он хороший управленец, он трудяга, ученый – никто с этим не спорит. Но он чужой для жителей этого региона. Коллеги, я имею в виду штаб Лимаренко, эти вопросы не отработали, я считаю.
Если пришел чужак, то к нему и присматриваются очень пристально, особенно на Сахалине. Ему следует быть либо очень искренним – показать себя таким, какой есть, либо нужно быть таким гениальным актером, как тот же Зеленский на Украине (просто пример) – уметь мгновенно перевоплощаться, быть «в образе».
Лимаренко – не актер, он человек дела, менеджер. Это не плохо, конечно, но мы говорим о ситуации на выборах. Выборы – это все-таки некое шоу, где зритель хочет хлеба и зрелищ. И нужно уметь преподнести кандидата так, чтобы люди захотели за него голосовать. Проще говоря – должно быть очень красиво и очень понятно, плюс, конечно, реальные дела.
Но дело тут даже не столько в самом Лимаренко, не столько даже в его штабе, хотя к его работе очень много вопросов, дело в том, что изменилась ситуация в стране, а кто-то этого пока не понял.
Генералы готовятся к прошлой войне
Многие из тех, кто в Москве занимается выборами в регионах, берут за основу опыт прошлых избирательных кампаний. Но ситуация в России, тем более, на Дальнем Востоке, сильно поменялась. Запрос людей на нормальную человеческую жизнь, неприятие пустых обещаний, «кровные» обиды на некоторые непопулярные решения федеральных властей возросли многократно. Но в Москве этого пока не поняли, во всяком случае, применительно к выборам на Дальнем Востоке.
Ситуацию с выборами на Сахалине можно назвать так: «генералы готовились к прошлой войне». Отсюда и все ошибки – и в социологических исследованиях, и в исследовании фокус-групп. Сегодня социологию нужно еще не раз с экспертами «погонять», прежде чем запускать на следующий этап. Все очень непросто. А уж тем более на Дальнем Востоке, который у нас год назад, как все мы помним, «полыхнул».
Отсюда и странные данные социологических исследований по Сахалину, которые попадают в сеть. Нет внятной картины по кандидату от власти. Нет пока и понимания – будет второй тур или нет. Кто-то полагает, что его не будет. Кто-то утверждает, что его вероятность очень высока. Это, как и многое другое, следствие ошибок в выборе стратегии проведения кампании».
Местные элиты играют в свою игру?
У сахалинской кампании очень много оттенков и граней. Рассматривать её с точки зрения противостояния двух основных претендентов на кресло губернатора Сахалина ошибочно.
Пользуясь запросом населения на некое обновление, местные элиты играют в свою игру. И не факт, что не сыграют так, как им нужно. И дело тут даже не в Лимаренко – Корниенко, не в каких-то конкретных кандидатах. Дело в ситуации, повторю это еще раз. Никуда не ушел посыл «Москва отбирает все». И это особенно актуально для Сахалина, который не забыл, да и вряд ли забудет и перераспределение нефтегазовых средств, на которые он, его жители, очень рассчитывали, и передел на рыбно-крабовом рынке, и в других отраслях, в которые все активнее приходит московский бизнес, оттирая местных на обочину.
А за местными бизнес-элитами стоит очень большое количество людей. И для местного бизнеса объяснить жителям, что они могут потерять работу и средства к существованию, если опять допустят на пост губернатора ставленника Москвы, совсем не сложно.
И если все-таки команда врио губернатора Сахалина допустит второй тур, то на сцену вполне может выйти нынешний мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин, которого, и это ни для кого не секрет, очень многие хотели бы видеть в кресле губернатора – он местный, он имеет внушительные связи во всех бизнес-кругах Сахалина. Он для местных элит, во всяком случае, для многих, был бы идеальным вариантом. И не факт, что эту карту не попытаются разыграть.
Главного конкурента Лимаренко давно убрали с выборов
Главным конкурентом на этих выборах у Валерия Лимаренко являлся вовсе не коммунист Корниенко, а Светлана Иванова, тоже коммунистка, которая изначально заявляла о намерении баллотироваться на пост главы региона, но у неё это не получилось.
Если говорить о выборной кампании, то главным оппонентом Валерия Лимаренко была именно Светлана Иванова. Не в том смысле, что она могла бы стать губернатором, это вряд ли. Но создать массу проблем для Лимаренко могла только она.
Иванова – местная, своя, что называется, «в доску», горластая, зубастая, активная. Она стала бы помехой для Лимаренко, причем, весьма серьезной помехой на этих выборах. Она вполне могла бы сконцентрировать вокруг себя весь протестный электорат, который на Сахалине имеется в огромном количестве.
Она коммунистка, КПРФ, а это основной протестный электорат на Сахалине. ЛДПР, прочие партии там не выросли, они почти не заметны. А КПРФ там, можно сказать, на коне. И то, что команда Лимаренко смогла её убрать, вне всяких сомнений достижение. В противном случае второй тур был бы просто данностью, реальностью.
Если говорить о Корниенко, то мы не наблюдаем с его стороны той активности, которая может принести ему некие ощутимые дивиденды на этих выборах. То есть, если мы говорим о возможности второго тура, то не в связи с противостоянием Корниенко и Лимаренко. Совсем нет.
Выборы губернатора на Сахалине – это история не о борьбе между двумя кандидатами. Это другая история, она - о противостоянии сахалинцев и Москвы. Скажу еще более конкретно: это противостояние «колонии» и «метрополии». У местных, и речь не только о Сахалине, по сути, забрали все права: право зарабатывать, право избирать себе губернаторов из местных, своих. Разумеется, такие действия не могут не порождать противодействий.
Фактически, выборы на Сахалине – это не выбор из двух или нескольких кандидатов. Это условие для ставленника Москвы Лимаренко: «либо ты докажешь нам, что тебя послали не зря, что ты будешь отстаивать интересы Сахалина, либо – мы выберем своего. Это не выбор «Лимаренко – Корниенко». И вероятность второго тура следует рассматривать не через призму противостояния Корниенко и Лимаренко, нет там никакого противостояния. А есть бизнес-экспансия московских промышленно-финансовых групп, которая и служит главным фактором напряженности в ДФО вообще и на Сахалине в частности.
Есть выбор «свой – чужой». У меня нет ощущения, что команда Валерия Лимаренко это осознает. Потому, вероятность второго тура сохраняется.
Ранее опубликовано на: http://vostok.today/29783-vybory-gubernatora-sahalina-istorija-ne-pro-vybory-ona-pro-peregovory-sahalincev-s-moskvoj.html