Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП
05.09.2019

Севастополь: битва за голоса

 

В Единый день голосования – 8 сентября - в большинстве регионов грядущие выборы, как ожидается, должны пройти в «спокойном режиме». Однако на электоральной карте России имеются и свои «горячие точки», к числу которых относится и один из трех городов федерального значения – Севастополь.

Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – про ожесточенную борьбу за голоса избирателей, которая развернулась между основными политическими силами города-героя.

Происходящее в городе эксперты оценивают неоднозначно. Политолог Борис Межуев усматривает в происходящем противостояние условной «власти» и «патриотической оппозиции». Итоги этого противоборства, по мнению эксперта, должны показать, возможно ли в России сосуществование правящего истеблишмента и оппозиционных структур, реально претендующих на политическую власть, но не придерживающихся «компрадорского» курса. В случае Севастополя «власть» представлена региональным отделением «Единой России», возглавляемым Дмитрием Саблиным при неформальной поддержке депутата Госдумы Дмитрия Белика. В роли «патриотической оппозиции» выступает группа местных политиков, объединившихся вокруг фигуры бизнесмена Алексея Чалого.

«Мы наблюдаем эксперимент: может ли “патриотическая оппозиция” существовать отдельно и в противоречии, в борьбе, скажем так, с официозом, имеющим местный колорит» – поясняет эксперт.

Существуют и иные точки зрения. По мнению политолога Ивана Мезюхо, ныне соперничающие на выборах элитные группы уже в скором времени, с высокой долей вероятности, будут интегрированы в систему управления регионом, выстраиваемую врио губернатора Михаилом Развожаевым. Что в принципе сделает невозможным существование «патриотической оппозиции».

«Полагаю, что по итогам выборов в заксобрание города, у нового губернатора Севастополя Михаила Развожаева появится шанс сформировать команду из депутатов, настроенных на конструктивную работу с исполнительной властью, – заявляет политолог. – Тех, кого сегодня называют “саблиновскими”, “беликовскими” или даже “чаловскими” в относительно обозримой исторической перспективе могут назвать “развожаевскими”. По крайней мере, я бы не исключал развития такого сценария».

Оригинальную позицию относительно происходящего в городе выработала доктор политических наук, профессор Севастопольского государственного университета Мария Росенко. «Я думаю, что наша избирательная кампания пройдет более-менее цивилизовано, – указала она. – Все уже озвучили претензии, требования, походили по судам и успели успокоиться. Как я понимаю, найден компромисс между лидерами политических элит. В Севастополе достаточно высоки протестные настроения. Но они направлены не по отношению к самой “партии власти”. По большей части речь идет о негативном отношении к вполне конкретным представителям ЕР, которые не оправдали надежд севастопольцев». Группа Чалого, конечно, ближе к интересам севастопольцев. Ее представители знают город, его жителей и их настроения. Севастополь – сложный город. Мы все воспитаны как патриоты своего города. Если говорить о группе Саблина-Белика, то проблемы для нее создает раскол внутри городского отделения “Единой России”. Для Севастополя в принципе характерно наличие размежевания внутри власти. Такая же ситуация имела место внутри отделения “Партия регионов”. Я очень надеюсь, что группа Саблина-Белика сумеет сохранить ядро партии и объединить вокруг него здоровые политические силы».

Сохраняющаяся интрига или битва за одномандатные округа

Когда в июле избирком Севастополя отказался регистрировать списки кандидатов 5 непарламентских партий, многим показалось, что избирательную кампанию в городское заксобрание покинул элемент интриги.

Однако практика показала, что это впечатление было ошибочным. Между основными политическими силами города-героя развернулась ожесточенная борьба за голоса избирателей в одномандатных округах, причем фактически речь идет о противоборстве между разными фракциями внутри «партии власти».

Голосование по партийным спискам будет играть второстепенную роль в ходе Единого дня голосования. И дело в данном случае заключается не столько в доминировании «Единой России» на партийном поле региона (на сегодняшний день фракцию в заксобрании Севастополя существуют лишь две фракции – ЕР и ЛДПР), а в неоднородном составе партии власти и самой правящей элиты. С одной стороны, эта ситуация обуславливается спецификой поведения финансово-промышленных групп, присутствующих в регионе. Предпочитая не «складывать все яйца в одну корзину», представители крупного бизнеса продвигают свои интересы, параллельно заключая договоренности с разными партиями и группами влияния. Как следствие, зачастую принадлежность политика той или иной фракции обретает характер условности. С другой стороны, для политической культуры города характерна высокая роль политиков-харизматиков, лояльность которым значит для представителей их окружения больше, чем партбилет.

Относительная слабость партийных институтов в Севастополе вынудила лидеров местных единоросов – главу регионального отделения ЕР Дмитрия Саблина и влиятельного депутата Госдумы Дмитрия Белика – пойти на компромисс с Алексеем Чалым. Вследствие этого решения часть «чаловцев» вошла в список «Единой России». Таким образом, судьба 16 из 24 депутатских мандатов, распределяемых по партийным спискам, по большей части уже почти решена (с учетом достаточно высоких шансов на прохождение в заксобрание представителей КПРФ и ЛДПР).

Как результат, фокус избирательной кампании автоматически сместился на борьбу в одномандатных округах. Именно ее исход определит, кто в реальности будет контролировать большинство в законодательном собрании Севастополя.

Борис Межуев отмечает по этому поводу: «Главная интрига, которая еще сохраняется в ходе выборов, это судьба одномандатников. Я думаю, что «Единая Россия» соберет относительное большинство. Не представляю, какая интрига может возникнуть в ходе голосования по партийным спискам. Но в одномандатных округах Севастополя можно наблюдать реальное соперничество».

Всего на территории города было сформировано 8 одномандатных округов. В 6 из них были выдвинуты кандидаты, которых местные политологи однозначно идентифицируют как членов команды Чалого – Екатерина Алтабаева, Михаил Чалый, Вячеслав Аксенов, Александр Кулагин, Вячеслав Горелов, Татьяна Щербакова. При этом трое из них – Алтабаева, Чалый и Щербакова – участвуют в кампании в качестве представителей «Единой России».

Ключевое значение придается в первую очередь исходу голосования округах № 1 («чаловцев» здесь представляет Вячеслав Аксенов, выступающий в качестве самовыдвиженца), № 3 (Вячеслав Горелов, «Российская экологическая партия “Зелёные”») и № 8 (Вячеслав Кулагин, самовыдвиженец). На победу в округе № 1 с равными шансами претендуют сразу несколько кандидатов. В округах № 3 и 8 «людям Чалого» противостоят представители ЕР.

«В первую очередь это касается 3 одномандатных округов, в которых в качестве самовыдвиженцев за мандаты борются представители группы Алексея Чалого – Вячеслав Аксенов, Вячеслав Горелов и Александр Кулагин, – заявляет Борис Межуев. – Можно уверенно утверждать, что и сам Чалый, и его сторонники прикладывают максимум усилий к тому, чтобы три этих человека прошли в заксобрание Севастополя. С одной стороны, группа Чалого сконцентрировалась на ведении агитации в их пользу. С другой стороны, те, кто не принимает Чалого и его политический курс, сфокусировали внимание на критике этой тройки кандидатов. Если мы увидим, что каждый из трех упомянутых самовыдвиженцев победит, то в этом случае можно будет с уверенностью говорить об успехе чаловцев. Если побеждают все трое кандидатов-одномандатников, связанных с Чалым, появляется понимание того, что внутри Севастополя может существовать и иметь свое политическое лицо “патриотическая оппозиция”».

Особенно остро конфликт интересов между партнерами внутри «правящей коалиции» проявляется в округе № 3, где Вячеслав Горелов вынужден конкурировать с Инной Гончаровой, помощницей Дмитрия Белика.

Призыв к оружию?

Большинство экспертов солидарны во мнении, что в настоящее время группы Чалого и Саблина-Белика сумели достичь компромисса и в целом придерживаются негласных договоренностей. «На сегодняшний момент есть все основания полагать, что внтуриэлитные договоренности в Севастополе сохранят свою легитимность по крайней мере до окончания избирательной кампании», – подчеркивает Иван Мезюхо.

Однако события последних дней указывают на то, что перерастание конфликта интересов между конкурентами в полноценную «войну» вполне возможно. В ночь на 2 сентября в Севастополь утонул в волне «черного пиара» Неизвестные наводнили город агитационными материалами, направленными против кандидатов из пулла Чалого – Вячеслава Аксенова, Александра Кулагина, Татьяны Щербаковой (округ № 5, формально – кандидат от ЕР) и Вячеслава Горелова. По всему Севастополю были расклеены плакаты компрометирующего и оскорбительного содержания, распространены листовки и «бесплатные газеты». Более того, на улицах был установлен 21 билборд. Очерняющие «кандидатов Чалого» материалы отличало единство стиля оформление и общность слогана («Севастополец, не дай себя обмануть»), что подтверждает централизованный характер акции.

Вопрос о том, кто может быть причастен к данной акции, не имеет однозначного ответа. Потенциально к ней могли «приложить руку» как кандидаты из группы Белика-Саблина, так и представители КПРФ и ЛДПР, прежде пользовавшиеся покровительством экс-губернатора Дмитрия Овсянникова. Лидеров ЕР могли обеспокоить прогнозы относительно итогов голосования в «спорных» одномандатных округах (либо имела место «личная инициатива» конкретных кандидатов). Но с равной долей вероятности провокацию могли устроить представители парламентской оппозиции, стремясь спровоцировать войну на взаимоистребление между ведущими группами влияния. Существует и вероятность то, что «чаловские» кандидаты сами могли заказать кампанию черного пиара против себя, планируя использовать последующий хаос как «лестницу к власти».

Но против каждого из этих вариантов можно привести убедительные аргументы. Федеральный центр лишь недавно ценой больших усилий сумел погасить конфликт внутри местных элит. И потому такого рода «самодеятельность» со стороны руководства ЕР вызвала бы жесткую реакцию как со стороны Москвы, так и врио губернатора Михаила Развожаева. Ровно те же доводы можно привести и против версии об «имитации информационной атаки» самими кандидатами Чалого. Представители ЛДПР и КПРФ, как и эсеры, при Дмитрии Овсянникове активно противодействовали Чалому. Однако после отставки прежнего губернатора их позиции резко ослабли. Они не имеют необходимых ресурсов, чтобы идти на столь рискованные шаги. Пул кандидатов от партий парламентской оппозиции на выборах в заксобрание Севастополя не имеет сколь-либо однозначной ориентации. Это скорее группа «политических ронинов», которые нацелены на то, чтобы сначала получить мандат, а затем уже решить вопрос о своей лояльности кому-либо.

Вероятность того, что произошедшее стало результатом попытки одной из групп влияния улучшить свои позиции накануне дня выборов, нельзя сбрасывать со счетов. В пользу последнего указывает и сохраняющаяся напряженность между элитами, порождаемая неразрешенным вопросом о разделении ресурсов между «местными» и «приезжими» кадрами. Значимость этого фактора в развитии конфликта внутри городской элиты подчеркнул, в частности, политолог Александр Ирхин, выступая на организованном Фондом развития гражданского общества круглом столе по электоральным тенденциям в Севастополе и Республике Крым. Однако и заявлять о начале нового витка «клановых войн» в элите Севастополя пока еще рано.

Отдельно необходимо подчеркнуть: ситуацию в городе осложняет то, что в Севастополе на выборах 8 сентября будет отсутствовать полноценная система общественного наблюдения. Региональная Общественная палата так и не сумела преодолеть внутренний конфликт. Ее председатель до сих пор не избран, в результате чего отсутствует лицо, уполномоченное подписать соглашение об организации общественного наблюдения с городским избиркомом. В результате общественный контроль на выборах будет осуществлять лишь мониторинговая группа СПЧ, к которой присоединятся двое представителей региональной ОП. С учетом событий «акции» 2 сентября, это дает основание предположить, что в день голосования Севастополь может легко превратиться в источник фейковых новостей о якобы допущенных в ходе выборов нарушениях.

sevastopol flag

 
Партнеры
politgen-min-6 Севастополь: битва за голоса
banner-cik-min Севастополь: битва за голоса
banner-rfsv-min Севастополь: битва за голоса
expert-min-2 Севастополь: битва за голоса
partners 6
eac_NW-min Севастополь: битва за голоса
insomar-min-3 Севастополь: битва за голоса
indexlc-logo-min Севастополь: битва за голоса
rapc-banner Севастополь: битва за голоса