Списки Навального и Ланового. Где же список Собянина?
Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев рассуждает о том, что отказ мэра Москвы Сергея Собянина от открытой поддержки кандидатов оставляет широкое поле для интерпретации.
Одним из главных событий последней недели избирательной кампании в Москве стала публикация двух списков кандидатов. В так называемый «список Навального» вошли наиболее перспективные, по мнению учредителя ФБК, кандидаты от оппозиции, способные бросить вызов «людям мэрии» в рамках проекта «Умное голосование».
В ответ на это известный актер Василий Лановой опубликовал собственный список кандидатов, готовых, по его мнению, к конструктивному диалогу с властью.
Публикация такого рода списков является, по сути, московской электоральной традицией. Однако за последние годы масштабы использования этой практики заметно сократились, в особенности – по сравнению с эпохой правления Юрия Лужкова. Последний превратил публикацию «списка мэра» в едва ли не главное событие избирательных кампаний в столице.
За неделю до выборов в самой популярной на тот момент газете столицы «Московский Комсомолец» на целый разворот публиковалась карта избирательных округов, сопровождавшаяся списком кандидатов, в поддержку которых решил выступить мэр. Речь шла именно о публичной поддержке со стороны градоначальника.
С учетом колоссального авторитета, которым обладал Юрий Лужков на протяжении большей части своего правления, факт включения фамилии кандидата в этот список мог сыграть решающую роль в ходе борьбы в конкретном округе. И потому политики отчаянно боролись за возможность быть включенным в «список Лужкова».
Такая возможность имелась у представителя почти каждой партии или избирательного объединения. В разные годы в список входили кандидаты от разнообразных вариаций «партии власти», коммунисты, представители условных «демократических сил» и т.д.
После того как кресло мэра Москвы занял Сергей Собянин, традиция публикации «списка мэра» ушла в прошлое. Точнее, глава города перестал публично поддерживать кандидатов. В настоящее время под «списком мэра» подразумевают скорее перечень участников кампании, которых власти Москвы поддерживают негласно.
Отказ мэра от открытой поддержки кандидатов оставляет широкое поле для интерпретации. Кто-то видит в этом признак подлинного демократизма Сергея Собянина, уважающего выбор москвичей и не желающего навязывать им какую-либо позицию. Политические оппоненты мэра, напротив, видят в отказе от формата «списка Собянина» признак электоральной слабости градоначальника, его низкой популярности среди жителей столицы.
Однако остается очевидным, что кампания условно «провластных» кандидатов нуждается в серьезном подкреплении. Протесты, охватившие Москву в июле-августе 2019 г., способствовали росту мобилизации и мотивации оппозиционного электората. В случае «сушки» явки или же банально в силу недостаточного внимания к мобилизации «лоялистов» это может обернуться для столичных властей серьезными проблемами.
Идет ли речь о личном авторитете мэра или иных ресурсах, но они должны быть использованы, если власть не хочет допустить проникновения в Мосгордуму крупного пула оппозиционных кандидатов.